Как не должен себя вести врач

На абсолютное большинство нормальных ответственных докторов находятся отдельные личности, по которым судят обо всей медицине.
Вымогательство. В предыдущей главе я уже приводил пример с анестезиологом, который интересовался у пациентов, как именно они желают проснуться после наркоза. Подобные случаи не единичны. Хочу подчеркнуть, что речь не идет об официальных платных медицинских услугах, каких сейчас полно в каждой больнице. Хотите платить деньги и получать какие-то привилегии — пожалуйста, у вас всегда есть такой выбор: заключаете договор, платите деньги, получаете чек.
Однако основная масса людей лечатся по ОМС, то есть условно бесплатно. Эти люди платят каждый месяц за свое здоровье путем перечисления взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и совершенно справедливо надеются на качественное оказание медицинской помощи без каких-то дополнительных затрат со своей стороны. Имеют полное право.
Однако некоторые врачи почему-то думают, что зарплата зарплатой, но каждый пациент должен им лично за внимание и работу. Особо наглые эскулапы звонят больному или вызывают его к себе в кабинет и говорят открытым текстом, что, если он хочет, чтобы операция или какая-то другая медицинская процедура прошла хорошо, надо заплатить определенную сумму. Те, кто поскромнее и потрусливее, действуют через посредников. Иногда обрабатываются родственники пациента, которым приходится искать деньги.
Ситуация: человеку предстоит операция по поводу перелома костей голени. Заведующий отделением предлагает прооперироваться у себя, объясняя, что имеет подобный опыт и вдобавок ко всему является кандидатом медицинских наук, а кроме того, использует качественные материалы для операции. Больному очень повезло, что он попал именно к такому специалисту.
Конечно, операция у него будет сделана небесплатно, но это того стоит. Звучит такая речь для больного, который не является медицинским работником, очень убедительно.
Он не знает, что как практик этот врач ниже среднего, что операцию фактически будет делать молодой доктор, а к. м. н. будет только подписывать протокол операции.
Не знает он и того, что все расходные материалы для этой операции предоставляются бесплатно по ОМС, а какую пластину ему в конце концов установят — еще поди проверь.
В одной областной больнице обработанный подобным образом больной спрашивает врача о цене операции, на что последний рассеянно похлопывает себя пятерней по груди до тех пор, пока тот не догадается, что речь идет о 5000 рублей — по числу пальцев на руке. «Пять?» — уточняет он, на что доктор похлопывает по груди два раза и понимание достигается окончательно.
В другом медицинском учреждении отлажена следующая схема: в поликлинике пациент присаживается к столу врача, который просто открывает ящик. Ящик пуст. Намек ясен — туда нужно кое-что положить. Такса известна заранее — в очереди уже все объяснили. В ящик кладется энная сумма, прием начинается.
Один предприимчивый доктор изобрел такую схему: он обещал проконсультироваться по истории болезни и согласовать ход лечения со специалистами в Москве (дело было в одном провинциальном городе). Так как консультации он проводил у своего знакомого, все происходило быстро. Разумеется, за авторитетное мнение столичного специалиста нужно было заплатить, и пациенты платили, не подозревая, что не было ни знакомого в Москве, ни консультации.
Хирурги, люди, специальность которых я безмерно уважаю, иногда навещают больных перед операцией и как бы между делом интересуются: какой рубец предпочитаете видеть на своем животе всю оставшуюся жизнь — красивый, тонкий, малозаметный или грубый, толстый и болезненный? Поверьте, напугать человека, особенно если это молодая женщина, не составляет никакого труда.
Конечно же, за малозаметный рубец нужно заплатить хирургу лично в карман, тогда найдутся и специальные иглы и нитки.
Очень доходная тема появилась в нашей медицине с приходом на российский рынок фармакологических компаний. Одна из схем «развода» пациента при таком виде пассивного вымогательства выглядит даже изящно и заключается в следующем: доктор, перечисляя лекарства, необходимые для лечения, как бы вскользь упоминает о каком-то препарате, который, несомненно, поможет вылечить заболевание (адаптировать протез, подтянуть грудь, забеременеть и т. д.), только вот стоит он недешево, хоть и очень эффективен. Больной, заинтересованный в своем здоровье, спрашивает, где же можно купить этот чудо-препарат, и врач, показывая свою якобы незаинтересованность, советует обратиться в конкретную аптеку или просто поискать лекарство в интернете, попутно объяснив, что однократно препарат не вводится — нужно пройти курс лечения. Сам доктор ничего не продает, это еще больше уверяет больного в том, что врач — лицо незаинтересованное и им движет лишь забота о пациенте.
Купив лекарство (как правило, это какой-то инъекционный препарат), пациент приносит его врачу, который вводит его, а наклейку с ампулы или упаковку оставляет себе.
В конце месяца в больницу приезжает представитель фармфирмы и соответственно предъявленным наклейкам рассчитывается с доктором наличкой. Себестоимость таких препаратов низкая, цена высокая — и компания, и врач довольны. Пациент обманут, поскольку практически всегда у этих лекарств есть гораздо более дешевые, но не менее эффективные аналоги, о которых пациенту никто не говорит. Что поделаешь — торговля как она есть, и плевать, что какая-нибудь бабушка потратит всю свою пенсию только на один такой препарат. Я специально не указываю ни наименований препаратов, ни названий фармфирм, но промышляют таким нехитрым бизнесом многие компании и многие врачи.
Книга «Пациентология: Ждуны, лгуны и "мне только спросить"», а также еще 92 издания, рассказывающие о здоровье и медицине, вошли в шорт-лист премии «Здравомыслие». Оставить свой голос за ту или иную книгу можно на сайте премии. Голосование продлится до 15 сентября 2025 года. Участники голосования могут поддержать до пяти книг в каждой номинации.