Судьба Марии Кюри: открытие радия, гибель и обретение бессмертия

Почему Мария Склодовская-Кюри похоронена в трех гробах? Как ученая смогла прожить 66 лет при постоянной работе с радиоактивностью? Что такое кюритерапия? И, наконец, смогла бы современная медицина вылечить болезнь, от которой умерла Мария?
Судьба Марии Кюри: открытие радия, гибель и обретение бессмертия
Фото: EAST NEWS/

Кто такая Мария Склодовская-Кюри?

Мария Склодовская-Кюри — первая женщина, ставшая нобелевским лауреатом, и единственная женщина-ученый, удостоенная этой премии дважды. Первая женщина — преподаватель Сорбонны. Первооткрывательница двух новых элементов периодической системы: радия и полония. Автор понятия радиоактивности. И первая в истории жертва радиационной апластической анемии.

Когда врачи видели ожоги на руках Марии, то советовали ей оставить эксперименты. В начале XX века врачи еще не могли знать, как лечить такие ожоги. А пациентка не могла бросить науку и эксперименты, которые были смыслом жизни.

В результате к личным вещам Марии Кюри нельзя прикасаться в ближайшие 1500 лет. Именно столько времени займет распад радия-226 — элемента, который она открыла на благо человечества, но эксперименты с которым лишили ее здоровья.

Мария Склодовская родилась в благородной польской семье 7 ноября 1867 года в Российской империи — Варшавском генерал-губернаторстве. В четыре года научилась читать и очень рано начала проявлять интерес к книгам по физике и математике.

В 24 года поступила в Сорбонну на факультет естественных наук. Через несколько лет получила два диплома лицензиата с отличием: по физике и математике. На способную выпускницу обратили внимание: Общество поощрения национальной промышленности поручило ей исследовать магнитные свойства различных сортов стали.

Вскоре после этого Мария познакомилась с физиком Пьером Кюри. Молодые люди поженились, а через два года у них родилась дочь Ирен.

Мария успевала сидеть с ребенком и одновременно заниматься наукой. Тема нового исследования пришла неожиданно. Ее внимание привлекло таинственное излучение урановой руды — более мощное, чем у чистого урана. Что, если в руде скрыт новый, неизвестный науке элемент? Для экспериментов требовалась лаборатория, но руководство Сорбонны отказалось выделить помещение.

Фото: Oxford Science Archive/Image State/East News

Мария и Пьер заняли старый сарай во дворе медицинского факультета. Он когда-то был институтским моргом.

Четыре года Кюри пытались выделить из урановой руды неизвестный излучающий элемент. В сентябре 1902-го Марии удалось выделить 0,1 г чистой соли нового вещества. Они с Пьером назвали его радием. Так начался путь Марии Кюри к диагнозу апластическая анемия, смерти и бессмертию.

За много лет работы в неприспособленных условиях произошла инкорпорация. Это остеотропный элемент. Попадая в организм, он какое-то время циркулирует по крови, потом откладывается в костях. И, собственно, опасно облучение не столько костной ткани, сколько костного мозга.

Ольга Максимова, преподаватель учебно-научного центра радиационного и экологического контроля экологического факультета РУДН

Открытие кюритерапии

В 1903 году Мария защитила диссертацию по теме «Исследование радиоактивных веществ». На ужине в честь этого события Пьер гордо показал собравшимся колбу со светящейся солью радия. Обычно эта колба висела в их спальне как ночник.

В ходе работы и наблюдений Кюри пришли к выводу, что получаемые ими ожоги могут помогать удалять поверхностные опухоли.

Так появилась кюритерапия — новое направление в лечении злокачественных новообразований, основанное на использовании радиоактивного излучения. Сегодня это радиотерапия, или лучевая терапия. 

Начиналось все с внутренних укладок. Ампула бралась защитной перчаткой и укладывалась, например, при раке шейки матки во влагалище.

Андрей Каприн, генеральный директор НМИЦ радиологии Минздрава России, директор МНИОИ им. П. А. Герцена, главный внештатный онколог Минздрава России, д. м. н.

После того как радиоактивное излучение уничтожало клетки опухоли, врач извлекал ампулу с радием. Укладки, содержащие радиоактивный компонент, применяются в онкологии до сих пор. Только в качестве источника излучения используется уже не дорогостоящий радий, а, например, кобальт-60.

Первые успехи в лечении опухолей посредством радиации породили всеобщий ажиотаж: публика увидела в радии источник вечной жизни. Его стали рекламировать как панацею от всех болезней!

Фото: akg-images/EAST NEWS

Многие коммерсанты делали огромные состояния на торговле чем угодно, лишь бы с радием. Единственными, кто не извлек из его открытия никакой коммерческой выгоды, была семья Кюри. Они не запатентовали технологию производства соли радия и опубликовали ее бескорыстно.

Почему ученую похоронили в свинцовой капсуле?

В 1903 году Мария родила вторую дочку — на четыре месяца раньше срока. Ребенок вскоре умер. Это было предсказуемо: в течение беременности Мария чувствовала себя плохо: не набирала веса, мучилась от усталости, головокружения и кровоточивости десен, болели обожженные кисти рук.

Всю беременность она работала с солью радия. Какую дозу Мария получила в совокупности — неизвестно: первый счетчик Гейгера появится лишь в 1928 году.

Мария думала, что снижение веса и упадок сил — признак переутомления. На самом деле это были признаки хронической анемии. А на обожженные руки она перестала обращать внимание еще со времен учебы — мало ли кислот и щелочей помнили ее пальцы? Но эти ожоги были совсем другой природы.

С точки зрения современных стандартов радиационной безопасности ее многолетняя исследовательская деятельность была растянутым во времени самоубийством. 

Последние десять лет жизни Мария Кюри страдала от постоянного упадка сил, причину которого никак не удавалось установить. Ее обследовали: делали рентген, но ничего не находили.

4 июля 1934 года Марии Кюри не стало. Истинный диагноз выяснился только после вскрытия — острая злокачественная анемия. Костный мозг не дал реакции, возможно, вследствие перерождения от длительной аккумуляции радиоактивных излучений.

Похоронили ее с особыми предосторожностями. Деревянный гроб поместили в свинцовую капсулу, а капсулу — во второй деревянный гроб. И когда в 1995 году ее саркофаг переносили в Пантеон, то обнаружили колоссальное излучение — даже через 60 лет, — которое было в 30 раз выше, чем фоновое значение.

Дмитрий Мустафин, д. х. н., профессор Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева

Смогла бы современная медицина вылечить Марию Склодовскую-Кюри?

В этой ситуации стоит рассматривать как возможность полного излечения проведение трансплантации костного мозга. Для этого нужно найти подходящего человека, совместимого с пациентом, чтобы не произошло отторжения стволовых клеток после того, как мы их перельем.

Сергей Сёмочкин, главный научный сотрудник МНИОИ им. П. А. Герцена, д. м. н.

Непосредственный источник кровяных телец — стволовые гемопоэтические клетки, находящиеся в костном мозге. Радиация изменила эти клетки, и собственная иммунная система Марии уничтожила их как чужеродные объекты. Вот зачем нужна замена костного мозга.

Фото: akg-images/EAST NEWS

Внешне процедура выглядит как обычное переливание крови, но ставки гораздо выше, ведь стволовые клетки другого человека, даже родственника, — это тоже чужеродные объекты, которые иммунная система может отторгнуть.

Самое главное при лечении таких заболеваний, от которых погибла Мария Склодовская-Кюри, — это перевести пациента из острого состояния в хроническое с длительной ремиссией, которая может продолжаться годами.

Андрей Каприн, генеральный директор НМИЦ радиологии Минздрава России, директор МНИОИ им. П. А. Герцена, главный внештатный онколог Минздрава России, д. м. н.

Для человека, который годами работал с радиоактивными материалами без защиты, Мария Кюри прожила удивительно долго — 66 лет! Однако, по мнению современных исследователей радиации, ничего удивительного в этом нет.

Человек обладает разной радиочувствительностью. После бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ученые получили массу материала для исследований. Они выявили, что при одних и тех же условиях были люди, которые погибли сразу, которые долго болели, и те, кто выжил и прожил большую жизнь после этого.

Ольга Максимова, преподаватель учебно-научного центра радиационного и экологического контроля экологического факультета РУДН

В программе «Клинический случай. Мария Кюри: сгоревшая заживо» вы можете узнать более подробную историю жизни и болезни Марии Склодовской-Кюри.

Жизнь в обмен на космос. Можно ли было спасти Сергея Королева?

«Или будешь рожать, или будет развод». Ежегодные беременности и депрессия Софьи Толстой

«Это так, пустяки». Почему Антон Чехов был туберкулезным диссидентом?

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации