Выявлен ключевой недостаток почти всех снотворных
Снотворные препараты помогают заснуть, но не дают полноценного отдыха. Ученые выяснили наконец, почему. Результаты экспериментов описаны в журнале Cell.
Одна из ключевых функций сна — удаление из мозга отходов его работы. Ночью спинномозговая жидкость омывает ткани головного мозга, собирая токсины через тонкие трубочки, известные как глимфатическая система. Представьте себе, что это посудомоечная машина, которую мозг включает во время сна, объясняет нейробиолог Майкен Недергаард из Медицинского центра Рочестерского университета в Нью-Йорке. Механизм, который проталкивает жидкость через эту сеть, до сих пор не был хорошо изучен.
Недергаард и ее коллеги вмонтировали оптоволоконные световоды в мозг семи мышей, чтобы следить за циркуляцией крови и ликвора. Они заметили, что в фазе глубокого сна ствол мозга производит норадреналин (норэпинефрин) ритмичными волнами с периодичностью примерно 50 секунд. При этом кровеносные сосуды в мозге то сужаются, что приводит к уменьшению объема крови и позволяет спинномозговой жидкости устремляться в мозг, то расширяются, выталкивая ее обратно, — то есть работают в роли насоса глимфатической системы.
Затем исследователи дали шести мышам золпидем — самое распространенное в США и Европе снотворное, которое продается под множеством торговых марок. Эти грызуны заснули быстрее, но поток спинномозговой жидкости в их мозге снизился в среднем примерно на 30% по сравнению с той, что получала плацебо. Другими словами, «их мозг не очень хорошо очищался», пояснила Недергаард.
Хотя в эксперименте использовался золпидем, его результаты можно обобщить на большинство снотворных, поскольку почти все они подавляют выработку норадреналина.
С другой стороны, исследователи не торопятся утверждать, что полученные ими результаты применимы к людям.
«Структура человеческого сна все-таки довольно сильно отличается от мышиной, хотя у нас есть та же самая мозговая схема, которую мы изучали. Некоторые из этих фундаментальных механизмов, вероятно, применимы и к нам», — заметила Лора Льюис из Массачусетского технологического института.
То, что снотворные мешают мозгу выводить токсины во время сна, означает, что мы должны разработать новые препараты, заключила Недергаард.