Коронавирус продолжается: новые симптомы, лечение long COVID, плюсы вакцинации

В чем различие между пневмонией и симптомом «матового стекла»? Как лечить постковидные осложнения? Почему не стоит использовать кислородную терапию самостоятельно? Наконец, как вакцинирование влияет на течение заболевания COVID-19? На эти вопросы «Доктору» ответил Сергей Львович Бабак, профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГМСУ им. А. И. Евдокимова, д. м. н.
Коронавирус продолжается: новые симптомы, лечение long COVID, плюсы вакцинации
Сергей Бабак
профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГМСУ им. А. И. Евдокимова, д. м. н.

Сергей Львович, COVID-19 не отступает. Врачи фиксируют новые осложнения у пациентов, однако первой мишенью вируса остаются легкие. Что важно знать о пневмонии?

COVID-19 является самостоятельным вирусным заболеванием с преимущественным поражением верхних дыхательных путей человека. Однако, поскольку проникновение вируса в клетку происходит через рецепторы ACE-2 (ангиотензин превращающего фермента, АПФ-2), которые в большом количестве находятся в легких, именно у этого вируса наблюдается специфичное поражение легких в виде «матового стекла», которое ошибочно называют пневмонией. «Матовое стекло» — это особый вид поражения под названием «диффузное альвеолярное повреждение» (ДАП). Это важно, поскольку лечение бактериальной пневмонии и терапия ДАП совершенно различны по сути и по препаратам. Назначение антибиотиков при ДАП бесполезно и пагубно для организма, поскольку вызывает поражение печени и кишечника. Именно с этим врачи столкнулись на современном этапе лечения пациентов с COVID-19. 

Многие пациенты сообщают, что им диагностируют воспаление легких, а тест на COVID-19 отрицательный. Это особенности тест-систем, которые могут не улавливать мутации вируса или другие виды пневмонии?

При легочной форме COVID-19 тест на вирус SARS-CoV-2 даст отрицательный результат в 95% случаев, поскольку инфекция спустилась вниз. Информативным будет являться КТ органов грудной клетки с обнаружением феномена «матового стекла» и процента его распространения.

Иногда пневмония не сопровождается высокой температурой и сильным кашлем. Как не пропустить осложнения? 

Если говорить о бактериальной пневмонии, то до настоящего времени ее наиболее частым возбудителем является пневмококк. Это означает, что вакцинация от пневмококка всех пациентов с ослабленной иммунной системой и старше 65 лет способна прекратить осложнения и снизить летальность у таких пациентов.

Если пневмония случилась, то осложнения устраняются ранним назначением антибиотиков. Если у пациента нет температуры, кашля и болей в боку при покашливании, то, скорее всего, у него нет пневмонии, а его состояние связано с обострением хронического легочного заболевания.

Каковы особенности вирусной пневмонии? Как и когда врачи определяют присоединение бактериальной инфекции и подключают антибиотикотерапию? От каких факторов зависит прогноз лечения?

Лично я считаю термин «вирусная пневмония» ошибочным, поскольку, на мой взгляд, вирусы не способны поражать «интерстиций» легких. Однако присоединение бактериальной инфекции к вирусной возможно в 10–20% случаев ослабленных пациентов с развитием атипичной пневмонии. Маркером такого события является повышение уровня прокальцитонина (ПКТ) выше 0,5 мкг/л. В таких случаях назначение антибиотиков оправданно (консенсус «О применении антибактериальной терапии у пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19» РМЖ 29.10.2020). Прогноз будет зависеть от правильности терапии.

Что такое постковид и как его лечить?

Следует разделять перенесших COVID-19 пациентов с последствиями болезни и тех, кому прямо диагностирован постковидный синдром. Это разные вещи.

Разница заключается в том, что в настоящее время установлены три варианта течения COVID-19:

  1. острый — симптомы и признаки до четырех недель;
  2. подострый — признаки и симптомы от четырех до 12 недель;
  3. постковидный синдром (long COVID) — признаки и симптомы более 12 недель.

Таким образом, лица, переболевшие COVID-19, не имеющие симптомов и имеющие антитела выше 100 ОЕ/мл (нейтрализующие антитела к коронавирусу SARS-CoV-2, спайковый (S) белок, IgG, количественно), практически являются здоровыми и не подлежат какой-либо терапии. Если у них имеется хроническое легочное заболевание, они подлежат регулированию уровня терапии этого заболевания, как, впрочем, и имеющие хронические заболевания сердца и сосудов.

Как помочь пациентам с хроническими заболеваниями, перенесшим COVID-19 и имеющим признаки постковидного синдрома?

Это отдельная история, когда у пациентов с постковидным синдромом развивается одышка, кашель при физической активности или без нее. В таких случаях необходимо вовремя провести оценку функциональности легких (спирометрия, плетизмография, диффузионный тест DLCO) для оценки газообменной функции. При снижении DLCO, при обструкции бронхиального дерева, при изменении жизненной емкости легких (ЖЕЛ), а также у всех пациентов, которые в покое / при нагрузке / в период сна имеют сатурацию менее 90%, показано назначение длительной малопоточной кислородотерапии не менее 8–12 часов в сутки, которую возможно реализовать с помощью кислородных концентраторов.

Важно, что в этих случаях решение о проведении длительной оксигенотерапии принимает врач! Хочу отметить тот факт, что в современных условиях, при развитии техники и технологии использование баллонного, сжиженного, «подушечного» кислорода необходимо прекратить как малоэффективных и дорогостоящих способов доставки кислорода. Современные кислородные концентраторы универсальные, малогабаритные, малошумные, безопасные, оснащены всеми видами современных дисплеев и регуляторов для проведения кислородотерапии.

Заслуженным доверием в России и СНГ пользуются кислородные концентраторы бренда «Армед». Наличие медицинской документации, большой опыт на рынке медицинской техники, десятки сервисных центров и большой выбор моделей под различные ситуации пациентов и целей врачей позволяет компании постоянно развиваться и выпускать новые модели кислородных концентраторов «Армед».

Если вы самостоятельно приняли решение о кислородотерапии для себя или родственников, прошу вас помнить о том, что кислород, как и огонь, может быть полезным и может быть опасным. Все знают, что на газовой плите можно приготовить вкусную пищу, но все должны помнить о страшных пожарах, уносящих десятки жизней. Кислородом можно лечить, а можно сжечь слизистую заживо, высушить бронхи, вызвать гиперкапнию и даже смерть пациента.

Очень прошу вас в быту использовать только малые потоки кислорода (от 1,0 до 2,5 л/мин) для длительного применения, желательно через носовые канюли или их аналоги, а не лицевые маски. Если планируется использование более высоких потоков кислорода, необходима консультация врача и установление необходимости такой терапии.

Как вакцины могут защитить от тяжелого течения COVID-19 и пневмонии?

Вакцинация от COVID-19 направлена на выработку в организме защитных антител, препятствующих размножению вируса в организме, а также развитию цитокинового шторма с последующей полиорганной недостаточностью (тяжелое течение болезни). Считается, что вакцинированные лица, даже если заболевают, имеют легкие формы COVID-19, без осложнений и последствий.

Вакцинация от коронавируса и ревматические заболевания: ответы на главные вопросы

Младенцы почти не болеют коронавирусом. Что их защищает?