Коронавирус с нами больше года. Какие ошибки сделали его сильнее?
COVID-19 и антибиотики
6 ноября 2020 года министр здравоохранения России Михаил Мурашко заявлял, что антибиотики следует назначать исключительно при осложненном варианте течения COVID-19, передает Парламентская газета.
Врач и блогер Павел Евдокименко на своем YouTube-канале «Разумная медицина» 1 декабря 2020 года опубликовал видео, где сказал: «Не нужно пичкать себя избыточным количеством лекарств».
«С самого начала я был противником такого лечения. И я считаю, что во многих случаях состояние больных из-за такого лечения усугублялось», — сказал Евдокименко, вспоминая начало пандемии и лечение антибиотиками и противомалярийными препаратами. «Еще раз повторю: не нужно сразу начинать пить антибиотики и тем более не нужно это делать без контроля врача», — добавил он.
«Очень часто люди страдают от избыточного лечения, и порой оно наносит даже больший вред, чем сама болезнь», — разъяснил Евдокименко одну из главных ошибок самостоятельного лечения, когда люди покупали кортикостероидные гормоны, например дексаметазон. Такие препараты можно принимать только под наблюдением врача.
COVID-19 и вирус герпеса
Наверняка многие слышали историю о герпесе и COVID-19. Утверждается, что если у человека есть вирус герпеса, то он может и не заболеть коронавирусом.
И. о. директора НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева, доктор медицинских наук Дмитрий Лиознов 2 декабря 2020 года прокомментировал это так: «Это очень сомнительно. Это "утка"».
Специалист уточнил, что 60% людей всего мира инфицированы разными вирусами герпеса. Учитывая это, население вряд ли бы так быстро и серьезно заражалось ковидом, передает слова Дмитрия Лиознова сайт topspb.tv.
COVID-19 и переливание плазмы крови
Юрий Киселев, фармаколог, PhD-доцент университета OsloMet, 12 февраля 2021 года на своей странице в Facebook опубликовал пост о переливании плазмы крови переболевших COVID-19 и ее влиянии на мутацию вируса: «И еще вот такая интереснейшая публикация, которая вряд ли изменит текущую клиническую практику, но является отличным примером одной немудреной мысли, которую я все время пытаюсь донести до читающих мои тексты и слушающих мои лекции.
Жил-был пациент с выраженным иммунодефицитом, и заболел он COVID-19. Как бывает в таких случаях, инфекция в пациенте задержалась надолго. Авторы статьи сделали большую работу: на протяжении более чем 100 дней они сделали 23 забора крови для секвенирования генетического материала коронавируса (давно известно, что в ходе долгого существования в организме таких больных вирусы особо склонны мутировать и давать рождение новым штаммам).
В начале болезни пациент получил два курса ремдесивира, и в первые 57 дней структура популяции SARS-CoV-2 в нем была стабильна. И тут добрые люди решили дать ему плазму от переболевших: ведь это же так логично — человек в иммунодефиците, вот мы ему донорских антител против вируса перельем, он поправится и расцветет. Но на удивление расцвел вирус.
В полном соответствии с заветами Дарвина антитела из перелитой плазмы оказали эволюционное давление на вирусные варианты, драматически ускорили отбор и успешно привели к селекции такого варианта SARS-CoV-2, который оказался устойчив к нейтрализующим антителам. Такая, знаете ли, турбо-эволюция на стероидах. А ведь все казалось невероятно логичным: ну чего может быть плохого от того, чтобы дать человеку плазму от переболевших. Так что, резюмирую самоцитатой: не все, что в медицине кажется полезным, является таковым на поверку, как бы нам ни хотелось верить в лучшее».
COVID-19 и вакцинация
Англо-шведская фармацевтическая компания AstraZeneca в 2020 году создала одноименную векторную вакцину от COVID-19. В марте 2021 года, после начала применения вакцины, в СМИ стала появляться информация о тромбозах после вакцинации и даже смертях пациентов. ВОЗ и ЕМА провели экспертизы и не выявили причин прекращать использование вакцины.
После появления в СМИ информации о том, что продукт AstraZeneca может быть опасен, некоторые страны отказались от прививания населения этой вакциной.
Однако 30 марта 2020 года AstraZeneca сообщила, что переименовывает свою вакцину от COVID-19. Теперь она называется Vaxzevria. Но ситуацию с отменой вакцины это не сильно изменило.
Несмотря на независимые проверки, не обнаружившие значительных побочных эффектов, в СМИ продолжает поступать информация о выявленных случаях тромбозов после вакцинации Vaxzevria. Часть стран по-прежнему не возобновили применение Vaxzevria, а Германия ограничила использование вакцины для людей моложе 60 лет. Все это может повлиять на увеличение случаев инфицирования COVID-19.
В конце апреля 2021 года в Индии случился коронавирусный шторм. Мы общались с индийскими врачами, чтобы узнать, что там происходит на самом деле. Полное интервью можно прочитать по ссылке. Здесь мы приведем отрывок о возможной ошибке правительства Индии, связанной с вакцинацией.
На вопросы ответил Химаншу Шекхар, доктор медицинских наук, медицинский руководитель, врач-консультант:
«Я думаю, администрация допустила одну ошибку. В декабре 2020 года в Индии коронавирус почти исчез. Все врачебное сообщество придерживалось одного мнения: нужна массовая вакцинация. Тогда за три-четыре месяца около 50–60% населения Индии получило бы вакцину. Но мы опоздали. Я не знаю, кто виноват. Мы упустили золотой шанс, и вот результат».
«Но это урок, что всегда нужно слушать врачей. Когда дело касается болезней, пусть врачи решают, что нужно делать!»
Однако есть и отличные новости, связанные с вакцинацией от COVID-19. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) рассказал на своем сайте о результатах прививочной кампании вакциной «Спутник V» в Сан-Марино.
«Применение вакцины "Спутник V" позволило Сан-Марино стать первой страной в Европе, победившей коронавирус и снизившей уровень инфицирования до нуля», — заявили в РФПИ.
В стране не зафиксировано ни одного случая коронавирусной инфекции с 4 мая, притом что за месяц до этого, в начале апреля, каждый день заражались около 250 человек.
COVID-19 и способы его передачи
Считалось, что основные пути передачи нового коронавируса — воздушно-капельный и контактный.
Однако авторитетный медицинский журнал Lancet 15 апреля 2021 года опубликовал статью «Десять научных причин в поддержку передачи SARS-CoV-2 воздушным путем». Об этом сообщил педиатр Евгений Комаровский на своем YouTube-канале 12 мая 2021 года.
«И воздушно-капельный, и аэрозольный путь, по-видимому, очень важны, но все больше и больше фактов указывают на то, что главным способом распространения коронавирусной инфекции является именно аэрозольный путь.
Разница между ними огромнейшая. Воздушно-капельный путь — это наши мокрота, сопли, слюни, это крупные капли, которые могут пролететь от нас на несколько метров и упасть. А вот аэрозольный путь — это совсем другое. Это мельчайшие частицы, которые переносятся с потоками воздуха».
«Фактически аэрозольный путь принципиально меняет все, ибо вентиляция помещений и открытые форточки оказываются намного более эффективным способом профилактики, чем все маски вместе взятые», — подытожил доктор Комаровский.
Также врач отметил, что «нам всем надо научиться жить в сквозняках»: «Ребята, давайте откроем окна! Давайте, в конце концов, бороться с вот этими всеми клушами и психопатами, для которых открытая форточка в городском транспорте — это чуть ли не самая страшная беда».