Англо-шведская фармацевтическая компания AstraZeneca в 2020 году создала одноименную векторную вакцину от COVID-19. В марте 2021 года, после начала применения вакцины, в СМИ стала появляться информация о тромбозах после вакцинации и даже смертях пациентов. ВОЗ и ЕМА провели экспертизы и не выявили причин прекращать использование вакцины.
Однако 30 марта 2020 года AstraZeneca сообщила, что переименовывает свою вакцину от COVID-19. Теперь она называется Vaxzevria. Мы решили узнать, почему компания пошла на такой шаг. Наш эксперт — Евгений Радченко, генеральный директор PR-агентства «Бест Медиа».
Переименование вакцины AstraZeneca в Vaxzevria — это, безусловно, ребрендинг. Сейчас объясню для чего.
В первую очередь данная мера направлена на защиту бизнеса и деловых интересов фармацевтического гиганта. Широкой аудитории компания стала известна в контексте пандемии COVID-19 и различных спекуляций вокруг этих событий. Но AstraZeneca с текущей рыночной капитализацией $131,067 млрд была основана еще в 1912 году. Она входит в топ-10 компаний мира по продаже рецептурных препаратов, в том числе для терапии: кардиологических заболеваний, онкологии, гастроэнтерологии, психиатрии и др. Вакцина от коронавируса отнюдь не основной доход производителя.
Поэтому нивелировать негатив, который сформировался в информационном поле, из-за применения вакцины от коронавируса было остро необходимо. Ситуация с отменой применения вакцины из-за якобы повышенных рисков образования тромбоза и даже смертей сильно ударила бы по всему бизнесу компании AstraZeneca. Все препараты компании могли бы впредь восприниматься как опасные.
Дать своей вакцине название основного бренда было серьезной ошибкой.
Видимо, маркетологи не учли потенциальные риски выхода на рынок в такой неоднозначной ситуации. И результаты просчета мы можем наблюдать вместе с потенциальными вакцинируемыми в новостях СМИ всего мира.
Другой необходимостью является вывод самой вакцины из периметра плохих ассоциаций. В разработку препарата были вложены колоссальные средства. Да и потенциал рынка для вакцины огромен. Стоимость одной дозы — $4–5. На конец 2021 года фармгигант анонсировал поставку на рынок 3 млрд доз. Вот вам и перспективная выгода. Исходя из вышеперечисленного, скандал вокруг AstraZeneca не мог не возникнуть — это сугубо моя точка зрения. Факты, из которых можно сделать выводы о недобросовестной конкуренции:
- на сегодня вакцина AstraZeneca — лидер. Она зарегистрирована в 83 странах. Затем идет Pfizer, а дальше — наш «Спутник V»;
- препарат обладает явным преимуществом перед прочими вакцинами, так как может храниться при обычных условиях в холодильнике;
- инъекции препаратом AstraZeneca в Европе начались еще в январе этого года, и кампания вакцинации охватила 5 млн жителей ЕС;
- в середине марта вдруг синхронно во всех новостях начинают рассказывать о смертельно опасных побочных эффектах от этой вакцины. Согласно официальным данным, было зафиксировано 37 случаев в соотношении к 5 млн человек, получившим вакцину в ЕС и к 11 млн в Великобритании;
- при этом факты о побочных эффектах вакцины Pfizer почему-то не тиражируются, и ее никто не запрещает. Хотя, согласно новостям в тех же европейских СМИ, во Франции выявлено 135 побочных случаев и девять пожилых людей скончались. В Нидерландах зафиксировано 100 побочных случаев после вакцинации Pfizer, а в Ирландии — 81 случай. Произошло это до истории с вакциной AstraZeneca.
По-моему, сопоставление данного ряда фактов говорит о спланированной информационной атаке на AstraZeneca. Кем? Вряд ли когда-то нам станет это известно. Но, как говорил персонаж одного известного произведения: «Факты — вещь упрямая».
Кстати, показательно, что главный индикатор риска — фондовый рынок — почти не отреагировал на проблемы AstraZeneca. В начале скандала, 10 марта, акции компании упали на 3,5%, а уже к 16 марта практически отыграли все потери.
От редакции:
Несмотря на независимые проверки, не обнаружившие значительных побочных эффектов, в СМИ продолжает поступать информация о выявленных случаях тромбозов после вакцинации Vaxzevria. Часть стран по-прежнему не возобновили применение Vaxzevria, а Германия ограничила использование вакцины для людей моложе 60 лет.
Будем наблюдать за ситуацией и дальше.