Медицина в картинках: история главных символов
Ландыш: панацея от всего
Ландыш — эмблема терапии. Не удивляйтесь, но именно этот далеко не самый безопасный цветок был одним из самых распространенных символов медицины в Средневековье.
Ландыш содержит сердечный гликозид (конваллятоксин), повышенная доза которого может привести к летальному исходу по причине сбоев в работе сердца. Яд его опасен и для человека, и для домашних животных.
Однако, ландыш и лечит. Расцвет популярности ландыша в медицине пришелся на Средневековье. О целебных свойствах растения писал Коперник, который был не только великим ученым, но и врачом. Сохранился даже его прижизненный портрет, на котором Коперник изображен с ландышем в руке.
В старинных лекарских книгах XVIII века часто встречается упоминание о настойке ландыша как чуть ли не панацее от всех недугов, с советом употреблять при коликах, болях в сердце, в качестве средства от водянки и болезней глаз: «дороже есть злата драгого и пристоит ко всем недугам».
Ландышевая вода Гартмана применялась, как средство от параличей. Так называемый эликсир из соцветий ландыша «золотая вода» — для снижения климактерического синдрома у богатых английских леди. А высушенные побеги применяли для лечения головных болей и насморка. Кстати, именно ландышевый порошок вместе с семенами каштана был основой известного «шнеебергского» нюхательного табака.
На территориях древних славян отваром цветков ландыша серебристого лечили паршу. В России впервые на лекарственные способности растения обратил внимание профессор хирургии Московского университета Федор Иванович Иноземцев, предложивший в 1862 году лечить настойкой ландыша падучую, то есть эпилепсию. А спустя 20 лет другой выдающийся врач, Сергей Петрович Боткин назначал препараты ландыша при лечении сердечных заболеваний.
Клизма: все недуги от пищи
Клизма или клистер — одна из популярных в Средневековье эмблем медицины. Причем за право использовать не только символ, но и само изобретение, в те годы шла настоящая битва между терапевтами и хирургами.
На многих картинах того времени можно встретить изображения лекаря с клистиром в руках. А так как это был чуть ли не единственный метод лечения, вместе с кровопусканием, терапевты прошлого настаивали, что проводить манипуляции с клизмой могут только они. Хирургам это делать было запрещено, но они часто нарушали правило. И тогда терапевты обратились в …суд, чтобы навсегда запретить хирургам клизмение пациентов. Судья просьбу удовлетворил.
История клизмы уводит нас в далекое прошлое, на 3500 лет назад, к этому времени относятся первые упоминания об устройстве — еще в египетских папирусах. В одном из первых известных науке медицинских текстов — «папирусе Эберса» (XVI в. до н. э) — есть описание борьбы с болями в животе клизмами из смеси растительного масла и меда. Геродот в своем трактате «История», датированном V в. до н. э., писал: «Образ же жизни египтян вот какой. Желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные с детства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами. Ведь, по их мнению, все людские недуги происходят от пищи».
А представляли собой первые клизмы полую трубку из тростника или кости с пузырем животного. Причем этот древнейший тип очистительного клистира использовался вплоть до XVI века. К XVII веку начали использовать громоздкие поршни для промывания.
Первый прототип современной клизмы был создан только в XIX веке австрийским доктором Фридрихом Августом фон Эсмарх. Сначала ее изготавливали из металла, потом из стекла, а ныне — из пластика или резины.
Развитие каучуковой промышленности к 1850-м годам позволило сделать клизму более удобной для самостоятельного применения в домашних условиях, эта та самая спринцовка «груша».
Уринарий: «зеркало» здоровья
Еще один символ здравоохранения, используемый в Средние века — уринарий, проще говоря — сосуд для мочи.
Уроскопия (от греческого «uron» — моча, и «skopeo» — смотрю), относится к древнейшим способам диагностики здоровья в медицине народов всего мира. Правда в Средневековье исследование проводили не в лабораториях, а «на глаз».
Определяли состояние заболевшего по цвету мочи еще за 2000 лет до н. э. в Древнем Египте и Древнем Вавилоне. Об этом свидетельствуют фрески и манускрипты, найденные при раскопках. В целом, ни один уважающий себя врач древности не обходил стороной этот важный показатель. А в VI веке мир, благодаря выдающемуся энциклопедисту Византии Аэцию, получил первый трактат о различных оттенках цвета мочи.
Шли века, и наконец в XIII веке старший врач византийского двора Актуарий выпустил тематический семитомник, в котором различалось несколько сотен видов урины. Только одних оттенков белого цвета рассматривалось около шести, еще учитывалась степень мутности и наличие плавающих примесей. В общем, сосуд с мочой рассматривался практически в качестве «зеркала» здоровья человека.
В XIII-XIV веках уроскопия дошла до абсурда. Шарлатаны пытались по цвету судить о возрасте, поле и даже целомудрии.
Тем не менее, чисто визуально, мочу изучали вплоть до середины XIX века, пока не были изобретены методы качественной лабораторной диагностики этой важной человеческой жидкости. Этот метод диагностики входит в список основных анализов. А древний уринарий остается важным символом здравоохранения.
Пентаграмма: талисман
Пентаграмма, как символ медицины, пришел к нам из Месопотамии и Египта. Она представляет собой пятиконечную звезду, нарисованную одной линией, и символизирует единение пяти известных к тому времени планет: Марса, Венеры, Сатурны, Меркурия и Юпитера. Этот знак чаще всего использовался в качестве талисмана и оберега от злых духов и существ, вызывающих несчастья и болезни.
Впервые изображение пентаграммы было обнаружено археологами при раскопках Древнего Вавилона периода правления царя Урука IV (около 3000 лет до н.э.). А в Древней Греции пентаграмму в качестве медицинского символа начал использовать основатель кротонской медицинской школы Пифагор. Пифагорейцы начинали свои послания словами «Будь здоров!» и ставили при этом знак пентаграммы.
Однако иногда она использовалась как символ, защищающий человека от влияния нечистых сил. Описание этого мы встречаем у Гете в «Фаусте» — Мефистофель не мог выйти из комнаты, на пороге которой была начертана пентаграмма.
А у древних шумеров магическими свойствами наделялись квадрат и круг, которые были связаны с именем бога врачевания Эа: «Магический круг Эа в моих руках».
Во времена распространения христианства пентаграмму признали знаком еретиков и заменили на изображение руки с растопыренными пальцами.
Треножник Аполлона: познание себя
В каждом храме, посвященном богам врачебного искусства Асклепию (у римлян Эскулапу) и его отцу Аполлону стояли треугольные конструкции, именуемые треножниками Аполлона. Легенда рассказывает историю о том, как Аполлон убил у подножья горы Парнас злое чудовище — Пифона. На этом месте позже воздвигли храм, написав на его фронтон слова: «Познай самого себя».
А треножник, который еще называют «эмпирическим», в честь врачей-эмпириков Александрийской медицинской школы, стал символом медицинского самопознания.
Каждая из сторон треножника имеет свое значение:
- собственное наблюдение с привлечением опыта врача;
- наблюдение других, дополняющее собственный опыт;
- и заключение по аналогии.
Средневековая аптека: собака, ворон, сова, петух
На протяжении веков животные неоднократно становились эмблемами здравоохранения. Особое место в этой символике играли сова, петух, ворон и собака. Их часто изображали рядом с сыном и учеником Аполлона, богом врачевания Асклепием (Эскулапом).
Собака символизировала преданность и стремление верно служить и охранять от опасностей. Сова — олицетворяла мудрость, глубокие познания и большой опыт. Петуху же отводилась роль жертвы, которую приносили в античности и средние века богу врачевания. Отсюда и устойчивое выражение: «Петух для Асклепия». К тому же, всем с древности были известны целебные свойства куриного отвара и мяса петуха. Согласно еще одной гипотезе — парное изображение змеи и петуха являли собой два необходимых докторам качества — осторожность и бдительность.
Ворон из этой компании в символике продержался дольше всех — изображение этой птицы средневековые алхимики использовали для обозначения сосудов с лекарственными средствами.
Флорентийский младенец: лучше не плакать
Изображение флорентийского младенца принято в педиатрии некоторых стран, включая Италию, Россию, Англию и США. Эмблема представляет собой младенца, нижняя часть тела которого обернута пеленкой.
Лик малыша украшает улыбка, а взгляд выражает доверие. Впервые это изображение появилось в XV веке на четырнадцати фаянсовых медальонах Андреа Делла Роббиа, которые украшали здание «больницы безгрешных» (сиротского дома) во Флоренции. А позже было повторено на фасаде здания Вестминстерского детского госпиталя в Англии.
Его изображение и сейчас нередко используют для эмблем, значков, жетонов участников педиатрических съездов и конгрессов.
На экслибрисах врачей-педиатров флорентийский младенец часто изображен вместе с фразой, которую он якобы произносит: «Лучше не плакать, чем плакать», в другом переводе она звучит как: «Лучше быть ухоженным, чем оплакиваемым».
Для привлечения внимания к проблеме детства и охране здоровья детей, флорентийского младенца изображали на лотерейных билетах для сбора средств в пользу бедных и даже пудреницах и других предметах, используемых женщинами.
Пеликан: жертва во благо
Пеликан олицетворяет собой жертвенность, так как долгое время считалось, что он вскармливает птенцов своим мясом. Скорее всего это заблуждение связано с летописью святого Августина, в которой говорится о живущей в долине Нила особенной птице, которая спасает птенцов, укушенных ядовитой змеей, собственной кровью. На самом деле птенцы питаются рыбой, которую пеликаны-родители приносят им в горловом мешке. Птица белоснежная, а капли крови рыб, которые попадают на оперение, и стали, по всей вероятности, поводом для заблуждения.
В европейских странах пеликан, отдающий свою кровь и плоть птенцам, стал символом донорства. И в православии эта птица считалась символ жертвенной родительской любви. Даже гимном Воспитательного дома — благотворительного учебного заведения для сирот и подкидышей, открытого Екатериной II, стал девиз: «Себя не жалея, питает птенцов», а гербом — изображение пеликана. Упоминание о нем есть и у Козьмы Пруткова: «Усердный врач подобен пеликану».
По отношению к пеликану, как к символу медицины, зачастую применяют и слова, сказанные о другом символе здравоохранения — горящей свече: «Светя другим, сгораю сам».