Мой ребенок устает в школе. Как я могу ему помочь?
Уставать можно по-разному
Если у родителей с ребенком доверительные отношения, он обязательно расскажет об усталости. И путем расспроса можно составить приблизительное впечатление: это физическая усталость или все-таки умственная — от большого количества уроков, что сейчас довольно часто встречается.
Система образования построена таким образом, что дети перегружены, нарушаются физиологические нормы.
Но может быть и момент манипуляции, когда ребенок не хочет заниматься. Таким образом, он может ссылаться на мнимую усталость. И здесь если родители не смогут догадаться, тогда в этом поможет специалист — психолог, психотерапевт.
Усталость, или астенизация, может быть в результате какой-то болезни ребенка. Если такое состояние продолжается, например, в течение недели, то стоит сходить к врачу, вызвать врача, проконсультироваться онлайн по поводу возможных причин.
Если ребенок действительно переутомляется от большого количества уроков, прежде всего нужно обратить внимание на режим дня. Иногда очень простые вещи могут решить проблему:
- перед сном рекомендуется хотя бы за час не смотреть телевизор и не играть ни с какими гаджетами;
- хороша вечерняя прогулка с небольшой физической активностью, чтобы не было перевозбуждения;
- очень важно поддерживать ребенка, говорить, какой он молодец, что у него все получится, а главное — заверить его в том, что, даже если он не успевает все сделать, его все равно любят.
Отделяйте любовь и заслуги ребенка. Это разные вещи. Просто в нашем обществе очень часто ребенка любят за то, что он чего-то достигает. Так называемое воспитание по типу спортсмена.
Это, конечно, иногда работает: начиная от чего-то вкусного до каких-то покупок или походов в интересные места. Но иногда для ребенка важно просто побыть вместе с родителями. Самое главное — это совместная деятельность с родителями. Так что, наверное, самое простое и важное в этом случае — провести спокойный вечер или хотя бы пару часов со своим ребенком. Поговорить с ним по душам, погладить по голове, потому что физический контакт очень важен.
Домашняя работа — ответственность школьников?
Помогать ли с домашней работой — вопрос очень сложный, поскольку современная система образования построена так, чтобы вовлечь в это родителей или репетиторов. В частных школах эту обязанность выполняет, например, классная дама, если в течение дня ребенок находится в частном учебном заведении.
Так что, вопрос очень тонкий и индивидуальный, приходится лавировать между вот этой помощью родительской и самостоятельностью ребенка. Но, конечно же, сначала нужно пытаться построить взаимоотношения таким образом, чтобы ребенок это делал сам. И только в крайнем случае, когда он сам не справляется, стоит подключаться родителям.
Как грамотно организовать режим дня школьника?
Очень часто усталость проявляется в виде каких-то симптомов. Это называется психосоматика. Сами симптомы отличаются в зависимости от возраста ребенка.
Как правило, маленькие дети реагируют на переутомление частыми вирусными заболеваниями (так называемые часто болеющие дети). У детей постарше могут быть головные боли, боли в животе, когда ребенка, например, отвозят к гастроэнтерологу. Вплоть до жидкого стула, потому что идут спазмы, и за это отвечает вегетативная нервная система.
Бывают и другие жалобы, но чаще всего встречаются именно такие симптомы.
Родители могут научиться грамотно и комфортно выстраивать график ребенка, если они приобретут элементарные знания и навыки, потому что существует такое понятие, как физиология труда и отдыха. Помочь может даже одна консультация у специалиста: педиатра, если он в этом разбирается, или психотерапевта.
Есть классические правила: в начале рабочей недели, в конце и в середине нагрузка снижена. Очень рационально, например, в среду не нагружать ребенка, а провести такой расслабленный семейный вечер с прогулкой, задушевной беседой, чаепитием.
Кто должен выбирать секцию: родитель или ребенок?
Во взрослой жизни всегда очень много нюансов, поэтому хотелось бы, чтобы мнение ребенка стояло на первом месте. Ему самому должно нравиться заниматься в этой секции или кружке.
Но дело в том, что иногда бывают такие действительно ленивые дети, которые пока не осознали своего желания, предназначения. Тогда приходится проявлять родительскую волю, потому что ребенок, безусловно, должен искать свое место в жизни, свое увлечение.
Например, Моцарт тоже не хотел заниматься музыкой, однако видите, кем стал. Так что вывод один — лучше посоветоваться со специалистом.
Потому что невозможно ни в одном интервью, ни в одной какой-то статье описать все многообразие вариантов, методов, подходов, которые существуют, когда есть конкретный ребенок и конкретная ситуация. Когда, безусловно, легче дать советы.