За 20 лет — почти в два раза: в России стало больше трезвенников

Молодежь все чаще отказывается от алкоголя.
Россияне бросили пить
Фото: Shutterstock.com

В России стали меньше пить, следует из свежего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения.

За 20 лет число трезвенников почти сравнялось с долей пьющих — 48% и 52% соответственно. По опросам 2004 года потребителей алкоголя было чуть ли не втрое больше, чем непьющих — 73% против 27%.

Россияне не только стали меньше любить алкоголь — изменились их предпочтения при выборе напитков. В советское время господствовала водка, уже в начале XXI века ее уверенно теснило пиво, а сейчас топ-3 остался тем же, хотя и с гораздо меньшими процентами за счет выбравших трезвость. В 2004 году в нем лидировало пиво (47%), за ним следовали вино и водка (по 33%), в 2024-м вино предпочитают 19% респондентов, пиво — 18%, «беленькую» — 11% любителей горячительного. Коньяк, виски, ром и джин как не пользовались популярностью в прошлом, так и теперь большого спроса не находят.

Как и раньше, алкогольные предпочтения отличает выраженная гендерная специфика: пиво, водку и виски можно назвать мужскими напитками, а вино — сугубо женским. Кроме того, вино в большей степени выбирают образованные и обеспеченные потребители.

За минувшие десятилетия доля трезвенников выросла в 1,8 раза — с 27% до 48%. Причем сильнее всего — в Северо-Кавказском федеральном округе, который по праву может считаться самым непьющим регионом страны: там этот показатель достиг рекордной величины 71%.

Показателен возрастной разброс потребителей спиртного. Самым пьющим оказалось «реформенное», как назвали его социологи, поколение — люди, родившиеся в 1968-1981 годах. Причем они примерно в равной степени отдают предпочтение вину (21%), пиву (19%) и чуть меньше — водке (15%). Зуммеры и миллениалы более склонны к трезвости, а если и выпивают — то пиво (27%).

Выбирают алкоголь опрошенные преимущественно самостоятельно (64%), ориентируясь при этом прежде всего на его цену (41%). Этот же критерий был ключевым и в 2004 году — 59%. Примечательно, что акция или скидки могут соблазнить к покупке потребителей вне зависимости от их материального положения.

Любопытно, что россияне старше 77 лет честнее оценивают мотивы злоупотребления алкоголем — 32% основными причинами назвали отсутствие силы воли и слабохарактерность. Представители других поколений больше склонны объяснять пристрастие к спиртному снятием стресса и напряжения — среди миллениалов, например, такой ответ дали 52%.

Сам факт употребления слабо отражается на объяснении алкоголизации — пьющие и непьющие приводят одни и те же аргументы. Хотя, конечно, трезвенники настроены к употреблению алкоголя несколько критичнее — о снятии стресса среди них заявили 32% респондентов, о слабой воле — 30%.