Видит в 2D: женщина рассказала о редком расстройстве мозга
Сэди Дингфелдер всегда с трудом распознавала лица людей, но не считала это проблемой — до того момента, когда перестала узнавать мужа. Перепутав его с другим мужчиной в магазине, она поняла, что пора посетить невролога. Врач сообщил женщине, что ее опасения не напрасны — Сэди поставили редкий диагноз «лицевая слепота» (прозопагнозия).
Прозопагнозия — неврологическое заболевание, при котором человек не способен распознавать лица, в том числе и свое собственное. Мозг распознает лица благодаря фузиформной лицевой области, расположенной за ушами в височной доле. Эта область помогает людям использовать свои органы чувств для восприятия окружающего мира, и участвует в таких процессах, как интерпретация звуков, распознавание и использование языка, кодирование воспоминаний, обработка эмоций, распознавание объектов и музыки.
Фузиформная лицевая область автоматически активируется, когда человек смотрит на лицо. Она собирает данные, полученные при рассмотрении отдельных черт лица, и объединяет их в трехмерный образ. Затем изображение сравнивается с хранящимися у людей воспоминаниями о лицах. С помощью других областей мозга ФЛО сопоставляет воспринятое лицо с тем, которое мозг уже знает.
По словам Дингфелдер, лучший способ для человека, не страдающего лицевой слепотой, представить, как видят лица люди с этим заболеванием — посмотреть на знаменитость вверх ногами.
«Я всегда знала, что немного странная, но в течение сорока с лишним лет я не осознавала, что у меня возникают проблемы с задачами, которые другие люди находят крайне легкими», — рассказывает пациентка.
В детстве Сэди часто зарывалась в книги, а не играла с друзьями, потому что из-за ее неспособности узнавать людей одноклассники считали ее замкнутой и не заинтересованной в знакомстве с новыми людьми. Лишь в 2010 году она узнала о лицевой слепоте, наткнувшись на статью о заболевании. Она заметила некоторые сходства между автором и собой, но не придавала этому значения, пока, после инцидента с мужем, не прошла специальные тесты.
«По мере взросления мозг определяет, какие нейроны полезны, а какие просто мешают, и в фузиформной лицевой области он создает больше связей между полезными и нейронами и изолирует лишние, чтобы улучшить скорость соединения. В моем мозге так называемая нейронная обрезка и миелинизация, похоже, прекратилась — по крайней мере в этой области», — говорит Сэди о своей болезни.
По словам врачей, способность женщины узнавать новые лица — одна из худших среди прозопагнозиков вообще. По сути, она распознает лица хуже, чем среднестатистическая макака. Кроме того, у нее диагностировали стереослепоту — то есть Дингфелдер видит в 2D. Мир для нее кажется плоским, потому что существует несоответствие между тем, куда глаза хотят сфокусироваться, и тем, куда глаза могут смотреть одновременно.
Стереослепота мешает ходить, ловить предметы и водить машину, хотя это не помешало Сэди недавно сесть за руль. Однако ездить ей тяжело — когда она едет по длинной прямой, ей кажется, что встречный машины летят прямо на нее.
Лекарств от стереослепоты и прозопагнозии пока не существует, но есть упражнения, которые пациенты могут делать, чтобы улучшить свое восприятие мира. К примеру, можно проводить тренировки с использованием виртуальной реальности и тренировки восприятия с поиском и запоминанием лиц, а также идентификации по определенным признакам.