10 важных вопросов про аутизм
Расстройства аутистического спектра (РАС) в наше время выявляют у каждого 54-го ребенка.
1. Аутизм — это болезнь?
— Аутизм — не болезнь в классическом понимании этого слова. Это не грипп, им нельзя заразиться, заболеть и выздороветь. Это нарушение развития. Ребенок уже рождается с проблемой, — детский психиатр Максим Пискунов.
2. На какие особенности поведения ребенка нужно обратить внимание?
- Задержка речи или необычное использование слов.
- Отсутствие зрительного контакта.
- Ограниченность интересов.
- Пищевая избирательность.
- Склонность к стереотипным движениям и ритуалам, например, желание следовать исключительно известными маршрутами.
- Агрессия, негативные реакции на прикосновения и громкие звуки.
- Безразличие к людям.
- Утеря навыков.
С первого взгляда послушный малыш, играющий сам с собой и не заинтересованный в социальной коммуникации — звонок не менее серьезный.
Начальные признаки аутизма проявляются к 1,5 годам, когда происходит абсорбция функционально менее значимых связей, синапсов головного мозга. Но особенно ярко контраст поведения ребенка с РАС и его сверстников заметен к трем годам, а также на фоне поведения братьев и сестер. Умственные способности ребенка при этом могут быть как снижены, так и сохранены.
3. Почему развивается аутизм?
Ученые рассматривали несколько теорий и часть из них уже опровергли. Сейчас главным механизмов формирования расстройств аутистического спектра называют генетический фактор.
Также существует и несколько факторов неблагоприятного течения беременности:
- прием антибиотиков;
- бактериальные и вирусные инфекции;
- генетические мутации;
- аутоиммунные заболевания;
- нездоровый микробиом.
— Микробиом у детей с аутизмом очень сильно отличается от микробиома детей с другой патологией (аллергией, диабетом и т.д.) или здоровых, — президент Союза педиатров России, академик РАН Лейла Намазова-Баранова.
4. Можно ли вылечить РАС?
Вылечить — пока нельзя, но можно существенно улучшить качество жизни людей с РАС и их близких. В частности, развивать необходимые навыки для более успешной социализации. И первый шаг к этому — вовремя распознать и принять проблему.
5. Как диагностировать аутизм?
Первая проверка проводится в годовалом возрасте. Это простой тест из 20 вопросов для родителей. Время прохождения — всего пара минут.
Один из лучших методов диагностики сегодня — Эйдос. Он включает в себя несколько модулей, в зависимости от возраста и уровня развития. Первый — для проверки реакций и взаимодействий малышей от года: откликается ли он на имя, смотрит ли туда, куда направлен взгляд взрослого, есть ли у него указательный жест, как реагирует на игрушки и телесные контакт. Для детей постарше добавляются важные критерии — уровень речевого общения и способность фантазировать. Проводит диагностику психолог-педагог.
6. Как помочь ребенку с аутизмом?
Практическая помощь — развитие недостающих психических функций, гашение нежелательных форм поведения, таких как стереотипия и агрессия, а также позитивное подкрепление — поощрения за хорошее поведение и игнорирование плохого.
— Важно работать с мотивацией. Сначала конфета или игрушка, потом предложение покататься, побегать, порисовать, потом — социальная словесная похвала. Дальше количество задач увеличивается, режим поощрения включается не всегда. Подспорье — сбор жетонов за хорошее выполнение, собрав нужное количество которых, ребенок получает желаемое, — аналитик поведения, супервизор Екатерина Жесткова.
Собственно, «жетоны» есть в жизни каждого — отметки в школе, зарплата, премии, даже вкусный ужин мужу в награду за красивое платье.
Существует несколько методик работы с аутичными детьми, и тут дело — за профессиональными психотерапевтами-педагогами.
7. Школа или коррекционный класс: где должен учиться ребенок с РАС?
В России декларируется инклюзивное образование. Поэтому желательно обучение ребенка не в специализированном коррекционном классе, а в социуме с обычными сверстниками.
— Аутизм — нарушение, которое сокращает социальный опыт. Не потому, что такие люди не хотят чего-то делать, а потому что они не умеют. И этому нельзя потворствовать. Чтобы научить жить, среда должна быть разнообразной и естественной. Аутисту у аутиста научиться нечему. Для него лучше обычный класс, где 25 учеников — это 25 бесплатных его учителей. Самые тепличные коррекционные условия этого дать не могут, — президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень.
Школа к необычным детям, конечно, не всегда готова. Что может помочь.
- Наличие ресурсной зоны. Это и класс, и кадры, и тьюторская служба с набором различной дидактики. Кому-то нужно средство альтернативной коммуникации, другому — отдельный поведенческий тренинг, третьему — стимульные материалы, четвертому — способы тестирования индивидуальных потребностей. Ресурсы — это в том числе и сенсорный угол, в котором ребенок может упасть в шариковый бассейн, накрыться чем-то или просто уединиться. Специалист же должен уметь разобраться в ситуации, триггером которой может послужить просто бьющий в глаза солнечный свет или сквозняк из форточки, — Екатерина Мень.
- Браслет для измерения пульса, электродермальной активности и оценки уровня стресса ребенка. — Дети с аутизмом не всегда могут рассказать родителям или специалистам о том, как они себя чувствуют. Плюс они не всегда могут правильно идентифицировать свои эмоции, и это все приводит к тому, что в какой-то момент у ребенка может произойти истерика. Прибор помогает родителям и специалистам заранее отслеживать нарастание уровня стресса у ребенка, — генеральный директор компании-разработчика устройства для мониторинга стрессовых состояний Анна Котлова.
- Переключение с интеллектуальной деятельности на сенсорную, поскольку еще одна проблема детей с РАС — быстрая утомляемость и выключение из процесса обучения. — Тело сконцентрировано не на интеллектуальных процессах, а на ощущениях. Возьмите свою ладонь и начните водить пальцем — нарисуйте солнце, его лучики, облачко и капли дождя… в этот момент произойдет перезагрузка мозга, голова отдохнет, эмоциональная концентрация снизится, ребенок восстановится прямо на уроке и вернется в образовательному процессу, — основатель школы для детей с ограниченными возможностями, мама ребенка с РАС, Елена Жукова.
8. Как обществу вести себя с особенными людьми?
Большой процент аутистов имеет сниженный интеллект, но около 10% из них обладают суперспособностями. Для примера: среди общей популяции талантами наделен лишь 1 из 10 000 людей.
Способности довольно разные: это может быть феноменальная память на даты или умение считать. Или очень четкое запоминанию деталей рисования. Достаточно много аутистов с абсолютным слухом и исполнительскими музыкальными способностями.
При этом люди с РАС особенно уязвимы. У одних есть боязнь большого скопления людей и громких звуков. У других отсутствует интерес к сверстникам. У третьих выражена дискалькулия — неспособность к изучению арифметики.
Так что они талантливы, но ощущают мир несколько иначе. Важно раскрыть тот потенциал, который может быть очень глубоко спрятан.
9. Как отпустить в жизнь ребенка с аутизмом?
Решиться в первый раз отпустить подростка с аутизмом самостоятельно дойти или даже доехать до школы, кружка или спортивной секции — для родителей непросто. Можно начать с методики мягкого сопровождения, то есть следить за ним издалека. Ехать в том же поезде метро, на том же эскалаторе, но издалека.
Также можно воспользоваться виртуальной реальностью, с помощью которой навыки оттачиваются без реальной угрозы для здоровья и жизни. Причем в самых разных ситуациях, от перехода дороги и отсутствия места в транспорте до возгорания электробуса.
10. Возможна ли социализация людей с РАС?
Накопив опыт и отработав навыки, многие молодые люди с ментальными особенностями находят свое место в социуме, даже работают в людных местах, например, кондитером, художником, оформителем интерьеров, бариста…
Пока человек с РАС действует по определенной схеме, он отлично со всем справляется, но новая ситуация почти наверняка поставит его в тупик.
Тем не менее еще в начале нашего века считалось, что лишь 20% людей с аутизмом могут найти себе работу, а сегодня трудоустроены уже больше половины.