Возможности и слабые места экспорта медуслуг
В национальном проекте «Здравоохранение» отдельно выделена программа экспорта медицинских услуг, то есть оказание медпомощи иностранным гражданам в российских клиниках. Юлия Дудникова поговорила с ведущим экспертом по медицинскому туризму Татьяной Соколов, основателем и генеральным директором компании «МедикаТур», о возможностях и слабых местах российского рынка медуслуг.
Как вы оцениваете сегодня заинтересованность иностранных граждан в лечении на территории России? Это только финансовый вопрос или едут еще и за качеством?
Судите сами. Примерно 2,5 года назад к нам первый раз самостоятельно обратилась компания медицинского туризма из Ирака, они попросили устроить своих пациентов на лечение в Москву. Это послужило толчком для развития направления экспорта медуслуг в нашей компании. Мы создали сайт на английском языке. Мы получаем примерно по 5-7 запросов в день из разных стран на лечение в России. Заинтересованность иностранцев, безусловно, есть, и это связано не только с низкой ценой. Многие направления медицины в нашей стране находятся на достаточно высоком уровне, и они больше всего востребованы. Это ЭКО, офтальмология, пластическая хирургия, ортопедия, онкология. Мы работаем как с частными, так и с государственными медицинскими центрами в Москве, Подмосковье и с некоторыми регионами. Для пациентов из Африки, например, московские цены слишком высокие, и мы их направляем в регионы. Большим спросом у иностранных пациентов, которые обращаются в нашу компанию, пользуется лечебное голодание на Байкале. Туда едут пациенты из Америки, Швейцарии и других развитых стран.
Ответственность за информационное обеспечение иностранцев о возможностях российской медицины возложена на Российский экспортный центр. Какие мероприятия будут проводиться для привлечения пациентов?
Я могу поделиться только опытом своей конкретной работы по данному вопросу. Наша компания — пионер в развитии экспорта медуслуг. «МедикаТур» является омниканальной компанией, которая использует весь спектр онлайн- и офлайн-возможностей. Мы сами создали свой информационный ресурс для привлечения иностранных пациентов, кроме того, меня часто приглашают в качестве спикера и эксперта на международные конференции по медицинскому туризму в разных странах, и я всегда рассказываю о возможностях лечения в России. После майского указа Владимира Путина было создано много комитетов, советов и разных организаций, которые на себя возложили обязанности по развитию экспорта медуслуг, однако по-прежнему осталось много проблем, барьеров и непонимания для развития этого направления.
Планируется создание координационного центра по вопросам экспорта медицинских услуг. Чем он поможет работе операторов?
Конечно, если бы появился такой координационный центр, который бы владел полной базой клиник, способных принимать иностранных пациентов, как с качественным лечением, так и с достойным сервисом, помогал заключать операторам агентские договоры, это облегчило бы нашу работу. Сегодня мы все мониторим, узнаем и договариваемся сами. Большинство российских клиник не готовы к приему иностранных пациентов, также они не понимают, что операторам медицинского туризма надо платить комиссию, как принято во всем мире.
По нацпроекту в медицинский туризм заложено большое финансирование, однако не совсем понятно, какая выгода от этого будет операторам.
Я уверена, что до медицинских операторов это финансирование не дойдет. Финансирование, возможно, получит часть из внезапно образовавшихся структур при различных правительственных организациях или около них.
Думаю, что число операторов возрастет, так как сейчас это модная тема. Медицинский туризм во всем мире развивается очень быстрыми темпами, это достаточно перспективное направление. Другое дело, удержатся ли эти операторы на плаву, так как работа в медицинском туризме очень специфичная и нелегкая.
В паспорте программы отмечено, что по итогам 2018 года в России медпомощь получили 432 тыс. иностранцев, а к 2024 году планируется 1,2 млн. Реально ли это при отсутствии специальной медицинской визы?
Я думаю, что при грамотном развитии этого направления можно получить еще более высокие цифры. Безусловно, отсутствие медицинской визы тормозит увеличение потока иностранных пациентов, так как во многих странах получить визу в Россию достаточно долго и трудно. Я думаю, что в ближайшее время все-таки будут изменения в лучшую сторону. Ведь есть уже успешный опыт с чемпионатом мира по футболу.
Вы, как никто, знаете, чего хотят иностранцы от российских больниц. Дайте совет, на что и каким учреждениям нужно обратить внимание в первую очередь?
Одной из главных проблем является незнание сотрудниками клиник английского языка. Если большинство врачей умеет говорить на английском, то младший и средний персонал языком не владеет. Также иностранные пациенты больше доверяют тем клиникам, у которых есть международная сертификация, например JCI или TEMOS. Это свидетельствует о золотом стандарте качества клиники, о безопасности нахождения в ней пациента. К сожалению, в России есть только несколько клиник, которые имеют данные сертификации. В клинике, которая занимается приемом иностранных пациентов, обязательно должен быть организован департамент по приему и обслуживанию иностранцев, который должен работать оперативно, четко и слаженно.
Клиники должны понимать важность взаимодействия с операторами, делиться с ними своей прибылью. Причем надо отметить, что цены, которые пациент увидит на сайте клиники или в самой клинике, не должны отличаться от тех цен, которые они дают агентству. Мы тут недавно столкнулись с проблемой — одна региональная клиника, с которой мы начали работать, на своем сайте пишет более низкие цены, чем дает нам в договоре. Клиент увидел эти цены у них на сайте и написал им, на что получил ответ: «Это цены для наших прямых клиентов, а вы к нам обратились через агентство». Таким образом они дискредитируют работу агентского бизнеса. А в мировой практике давно установлено, что если вы работаете с клиникой через агентство, то это никак не сказывается на цене вашего лечения.
Вы недавно выпустили книгу о медицинском туризме «Бизнес для леди, или Моя жизнь в медицинском туризме», которая сегодня является единственным пособием по организации медицинского туризма в российских реалиях. На какую аудиторию она направлена — на операторов или на клиники?
Я с 2006 года работаю в медицинском туризме, за эти годы были и взлеты, и падения — опыт колоссальный. Захотелось им поделиться с людьми, которые интересуются этой темой и хотят работать в медицинском туризме. В книге описан весь мой бизнес-путь до сегодняшнего дня, даются практические советы начинающим и действующим агентствам. Клиникам, которые хотят развивать экспорт медуслуг, также полезно ознакомиться с книгой, чтобы быть в теме и лучше понимать агентский бизнес. И хочу сказать, что главное в этом бизнесе — это не сам процесс зарабатывания денег, а любовь к людям, сострадание и готовность им помочь в трудной ситуации со здоровьем.
Интервью опубликовано в журнале «Здравоохранение России в специальном выпуске ко Дню медицинского работника.
Генеральный директор компании «МедикаТур» Татьяна Соколов