Страницу Сергея Александровича можно найти по ссылке.
Есть масса младенцев, прибавляющих по 1–1,5 кг и даже 2 кг в месяц в первые месяцы жизни. Когда я учился в медучилище, нам преподавали, что здоровый доношенный младенец должен (ох уж это словечко «должен») весить при родах 3500 г, потерять не более 10% веса в первые дни, выписаться из роддома, уже восстановив эту потерю, и набирать далее по месяцам: +600 г в первый месяц (от веса при рождении, а не от минимума!), +800 г во второй и далее на 50 г меньше в каждый последующий месяц (в третий +750 г, в 4-й +700 г, в 5-й +650 г и т. д.) до года.
Потом в медакадемии многие преподаватели повторяли эту формулу, но некоторые упоминали уже центильные таблицы веса, роста, окружности головы, артериального давления и т. д. Эти центильные таблицы — уже большой шаг вперед по сравнению с «рельсами» советской формулы прибавок веса, но внешне они очень неудобны и весьма похожи на таблицу Брадиса, которую многие помнят со школы.
И только после окончания вуза, в ординатуре (нет, не от кафедральных преподавателей) я узнал о весо-ростовых графиках CDC и ВОЗ, что они бывают персентильными (50% принимается за идеал, от 25% до 75% за полную норму, и чем дальше от нормы, тем хуже), а бывают в z-значениях («идеальные» значения, точнее среднестатистическая середина, принимаются за ноль, и от ноля отсчитывают одно, два и три сигмальных отклонения — их и отмечают графическими линиями; от минус одного до плюс одного сигмального отклонения это полная норма, +/– два отклонения — это избыток или дефицит веса соответственно, а более трех сигмальных отклонений — явное заболевание). Вот тут можно посмотреть такие графики от ВОЗ, а здесь — от CDC.
Сейчас я пользуюсь графиками ВОЗ или CDC как в своих записях, так и в объяснении родителям — для них отмечать ежемесячные прибавки в графиках гораздо нагляднее и нетревожнее, чем следить за непостоянными и часто нелогичными ежемесячными прибавками. Родителям детей до пяти лет лучше всего подходят красивые и понятные книжки ВОЗ: «Журнал учета роста мальчика / девочки». Скачать их можно тут.
<...>
Так вот, в практике педиатра нередко встречаются дети первых месяцев жизни (чуть реже, чем всегда, это дети на грудном вскармливании), которые имеют пугающе большие прибавки веса, то есть более килограмма, а иногда больше 2 кг в месяц. Любое отклонение от обычного течения вещей настораживает педиатра, он боится пропустить заболевание, и по дурным, но почти общепринятым в России манерам общения с пациентами привычно начинает кошмарить семью и давать самые нелепые и невыполнимые советы типа:
- кормите ребенка реже, делайте промежутки по четыре часа между кормлениями;
- отнимайте грудь до того, как он наестся, не кормите долго;
- меньше пейте воды, не ешьте молочное;
- ограничьте собственный рацион, не ешьте сладкое, питайтесь впроголодь сами;
- предлагайте воду вместо груди;
- а то и просто ограничивается ядовитой фразой: «Ну и куда вы так раскормили ребенка, посмотрите, как он закабанел?!»
Надо ли говорить, что это ни разу не поддерживает семью и не способствует формированию адекватных взаимоотношений врач — пациент? Надо ли говорить, что все эти советы суть глупость и вред?
Что нужно говорить семье, столкнувшейся с такой ситуацией (на мой субъективный взгляд, так как общепринятых рекомендаций на этот счет я не нашел ни у всезнающей American Academy of Pediatrics, ни где-либо еще)?
Шаг 1. Надо исключить болезни, ведущие к ожирению:
- болезнь / синдром Кушинга;
- синдром Протея и другая асимметричная (!) гипертрофия конечностей;
- гипотиреоз и т. д.;
- явный перекорм, дефекты кормления (почти исключительная проблема искусственного вскармливания, но всякое бывает);
- собрать анамнез, имел ли кто-то из родителей подобные лихие прибавки в младенчестве — если да, это добрый знак;
- проверить, чем и как кормят. До сих пор встречаются родители, считающие что «смеси — это химия», и кормящие манной 5% кашей и/или разведенным козьим молоком или даже толокном. Некоторые родители не соблюдают правила разведения смеси и делают ее чрезмерно густой / сытной. Некоторые родители кладут ребенка в кроватку с наклоненной бутылкой во рту, и он вынужден есть до конца, чтобы не захлебнуться.
Шаг 2. Если болезни и дефекты кормления исключены:
- успокоить семью, снять с них ощущение вины, сказать, что этот процесс не совсем нормальный, но он им не подконтролен, это не их ошибки к такому привели, и их действия от этого не исцелят, это пройдет само;
- пообещать им, что такие прибавки обычно имеют место только у детей до шести-девяти месяцев, затем дети начинают много двигаться, у них пропадает терпение долго сосать, и их вес останавливается или прибавки падают до 200–300 г в месяц, после года начинается «период вытяжения», то есть преобладание прибавок роста над весом, и к двум-трем годам они становятся совершенно стройными;
- предупредить, что крупные дети обычно (но не всегда!) развиваются чуть замедленно, то есть позже начинают сидеть, ползать, ходить. Это из-за того, что крупным телом сложнее управлять, это не неврологическая проблема.
Шаг 3. Чуть больше присматриваться к таким детям при ежемесячных осмотрах, следить за патологией и следить, чтобы прибавки более двух сигмальных отклонений прекратились хотя бы к году, а более трех сигмальных отклонений — хотя бы к десяти месяцам. Если этого, вопреки ожиданиям, все же не случится, я настоятельно рекомендую раннюю отмену ГВ или бутылки, то есть уже в 10–12 месяцев перейти на кормление только из ложки и чашки. Кормление с ложки гораздо более скучно, оно невозможно в полусне лежа, и такая мера окончательно убирает фактор переедания ребенка. Но эта крайняя мера мне требовалась всего два-три раза за всю мою практику.
Помните, что педиатр должен быть поддержкой семье, добрым советчиком и другом, а не судьей и прокурором.
Родители, особенно с первым ребенком, боятся и пугаются всего сами, не нужно пугать / обвинять их дополнительно, даже когда к этому есть повод.
P.S. Все вышесказанное не отменяет стандартных советов по поддержанию здорового веса у ребенка.