Интернет-зависимость: можно ли ее победить?
Почему мы зависим от виртуальных развлечений
Среди основных причин интернет-зависимости психологи называют неумение строить межличностные отношения. Сюда же добавляется отсутствие взаимопонимания в семье, с друзьями или коллективом, дефицит общения в реальной жизни, нелюбовь к себе и одиночество.
На помощь приходит интернет. Он позволяет удовлетворять любые потребности с минимальными затратами ресурсов, а нажать на паузу можно в любой момент.
За нужной информацией не надо идти в библиотеку, встречу можно провести в онлайн-режиме, а чтобы поделиться своим мнением уже и в порядок себя приводить не надо. А зачем, ведь можно просто пообщаться в чате, где нет необходимости следить за своим внешним видом, мимикой и интонацией.
Прогнозы неутешительны. В интернете общаться гораздо легче и это действительно плохо для нашей социализации. Но это уже есть в нашей жизни. И вряд ли с ним что-то можно сделать, если только жизнь в каких-то макроформах не вернет нас к живому общению.
Существует ли генетическая предрасположенность к интернет-зависимости
Генетическая предрасположенность в данном случае может быть только в части психотипа. В группу риска попадают люди с тонкой, подвижной, лабильной психикой, которым свойственно наслаждаться именно виртуальным удовольствием. Уменьшить будущую зависимость у детей можно не лишая их мультфильмов и роликов, а смотря вместе, сопереживая, обсуждая происходящее на экране. Тогда дети не будут смотреть их автоматически, отрешенно и бездумно. А смогут учиться анализировать и описывать сюжет, свои эмоции и делать выводы.
Может ли замещение реального мира виртуальным привести к депрессии
Это нездоровое, но о деградации говорить рано. Для коррекции поведения необходимо внимание без назиданий. В психологии есть такой термин — присоединение. Случай: молодой человек, 20 лет, жил в семье, но в компьютере, с родными не общался, учился в неизвестном для них ВУЗе, родители не знали даже, когда он ест. Оказалось, что именно надзидания и протестность матери привели к отстранению сына, его депрессивности и неприятию родных. Казалось, что это уже пропасть, но мы продолжали взаимодействовать и в один день сын вернулся домой и сказал: «Мам, смотри, я хлеб в булочной купил, он еще теплый». И для нее эта ничтожная фраза была, как будто небо разверзлось. И с этого момента уже быстро все пошло в нужную сторону.
Так ли нужен новый гаджет?
Современные дети очень зависят от гаджетов, и потеря любимого смартфона, в котором «вся жизнь», способна вызвать у подростка бурную реакцию, подобную истерике при ломке. Стоит ли идти на поводу и бежать покупать новый телефон?
— Не может 13-летний ребенок быть без телефона. Но состояние, подобное ломке, — тревожный звоночек. Это типичное поведение ребенка, которого родители то ругают, то хвалят. Это называется «условная принятость». Откуда этот термин? Когда ребенка то ругают, то хвалят, у него создается ощущение, что любят его только тогда, когда он все делает хорошо. Это повышает его тревожность и заставляет заглушать тревожность эту какими-то удовольствиями. Извлекаем урок: телефон купить — правильно, а после — разобраться в себе взрослым и понять, где излишне передавили назидательностью.
Что делать, если игра идет на деньги
Многие играют на деньги, в азарте спуская не только свои средства, но и заемные, и деньги близких людей. Из-за желания отыграться и разбогатеть многие игроманы лишаются покоя, ломают режим, забывают про сон и еду и, как следствие становятся невнимательными к семье и рассеянными в учебе и на работе. По статистике, каждый четвертый игроман уже через пять лет зависимости работу теряет. У подростков-игроманов резко падают показатели успеваемости.
Для начала стоит понять, зависимость ли это. Насколько легко человек отвлекается от виртуальной деятельности для какой-то содержательной — например, выполнит просьбу или останется на месте.
Игровая зависимость происходит от ощущения человека, который чувствует себя непринятым со стороны близких. Родителям надо подумать, где они перегрузили ребенка своими наставлениями.
Что делать родителям в такой ситуации:
- обратиться к психологу;
- не двить на ребенка силой, отвлекать ребенка от игр ненавязчиво и с любовью;
- общаться с ребенком, помнить, что он нуждается в чутком отношении и понимании;
- в части случаев нужно перестать давать ребенку деньги (тут нужен индивидуальный подход и консультация психолога).
Что делать, если подросток смотрит в интернете порно
Мальчику в 13 лет это действительно интересно. Дети сейчас рано сталкиваются с подобной информацией, и это тоже плохо. Но больше ему повредят упреки родителей, и это будет сильно сказываться потом, так как любое напряжение в сфере сексуальности остается на годы, если не на всю жизнь. Никакое порно нормального ребенка маньяком не сделает, там опасность и конкретный риск в другом. Порно создает у детей иллюзию про возможность хорошего секса вне контекста отношений. Возможность доставить себе удовольствие лакома, и реально может исказить представления ребенку любого пола об этой стороне жизни. Вот об этом правильно ребенку говорить. Важно, чтобы это были разговоры нисколько не воспитывающие, а исключительно дружеские.
Изоляция от интернета может помочь?
Интернет-зависимость формируется в основном за счет замещения дел и контактов реальной жизни виртуальными суррогатами.
Один из основополагающих факторов — количество часов, проводимых в Интернете с нерабочими/неучебными целями. Так, большинство слабо зависимых пользователей посвящают виртуальному пространству около трех часов в день, в то время как абсолютно зависимые тратят на это от 10 часов и более. Но как отучить? И насколько хорошо работает метод жесткой изоляции? Предположим, отец отвез дочь в деревню и лишил интернета, месяц девочка не видела гаджетов, пережила сильную ломку, зато научилась на гитаре играть и читать книжки бумажные.
Характерная ситуация. Только девочка после этого вряд ли будет верить мужчинам. Сформировавшаяся боязнь может гораздо больше исказить ее жизненную траекторию, чем меньшее или большее пристрастие к литературе. Цели добиваться надо не насильственными путями. Удовольствие — нормальная потребность, а чем острее неудовольствие, тем больше внутренний дискомфорт. В переходном возрасте ощущение, что я «плохой, неправильный», обостряется. Подтверждать худшие страхи укорами, что другие дети заняты полезным делом, а ваш ребенок — нет — нельзя. Чтобы избавить его от зависимости, нужно этот путь вымазать медом. Сделать так, чтобы реальное семейное чаепитие стало для него приятнее виртуальной жизни.
Надо ли «вытаскивать» близкого из интернета, если ему там хорошо
В ряде случаев, игроманы делают свое любимое занятие профессией. К примеру — тестировщик интернет-игрушек. Стоит ли таких индивидуумов вытаскивать из виртуала?
Выводить ли его оттуда — сложный вопрос. Можно дружить в общечеловеческом смысле слова, максимально присоединяться, интересуясь его жизнью, ненавязчиво пользоваться возможностями принимать участие в его быте, предлагать вместе сходить куда-нибудь. Окружить его заботой без моральных упреков. Вот парень, 27 лет, получил образование, занимается любимым делом, хорошо зарабатывает, его все устраивает. Возможности целенаправленно его переориентировать нет, поезд ушел. Друзья, девушка — все это, надо надеяться, появится.
Что делать ребенку, если родители не считаются с ним?
Большинство родителей считают съемки своих детей для Тик-Ток и подобных развлекательных площадок пустой тратой времени и чуть ли не деградацией личности. Правы ли они?
Самые логичные неотвратимые доказательства никого не убедят и не переубедят. Назидания, жесткий контроль и запреты родителей — это само по себе неприятно, токсично и болезненно. Приводит к развитию осуждения и отторжения родителя, это главный токсикоз для психики человека. Ребенок, осуждающий родителя, обречен на сильный невроз. Он не может потом развиваться светлым, стрессоустойчивым, адекватным человеком. Это главный урон, который назидательные родители наносят. Выбирать ребенку: показать, что он считается с мнением родителя, временно лишиться любимого занятия, но этим снизить уровень контроля, или настоять на своем и стать потом точно такой же мамой/отцом.
Интернет-справедливость, или Почему родителям можно, а детям нет
Не самый лучший пример детям подаем мы, родители. В интернете проводим много времени, а отпрыскам это запрещаем. Дети воспринимают это как несправедливость.
На самом деле это одинаково позволительно и одинаково плохо и для родителей, и для детей. Страх родителей понятен — посадишь зрение, испортишь осанку, но главный их страх — ребенок не считается с их ценностями, не хочет слушать их жизненные подсказки, хуже того, прекрасно без этого обходится и нормально живет и социализируется. Совет ребенку: показывать родителю, что он ценит их мнение и заботу.
Выводы:
Интернет–зависимость — реальная проблема, которая мешает социализации ребенка. Но для того, чтобы решить, надо бороться не с внешними формами, не с количеством человеко-часов, которые ребенок проводит в интернете, а с причинами, с психологическим дискомфортом. Чтобы вытащить ребенка из виртуальной жизни в реальную надо сделать так, чтобы в реальности ребенку было комфортно, он чувствовал свою нужность и важность.
В статье использованы материалы программы «Скажите, доктор!» телеканала «Доктор» .