Существуют несколько групп заболеваний роговицы. Это:
- Инфекционные. Включая кератиты — большая группа заболеваний, которая связана с повреждением разных слоев.
- Дистрофии роговицы. Которые могут вызвать помутнения в разных слоях, наружном, среднем или внутреннем слое.
Эндотелиальная, то есть дистрофия внутреннего слоя, чаще появляется с возрастом — это так называемый синдром Фукса, когда человек вдруг начинает чувствовать, что утром он видит плохо, а к вечеру лучше. Это состояние требует срочного обращения к офтальмологу.
- Прозрачные дистрофии роговицы. В том числе такое опасное заболевание, как кератоконус.
Кератоконус — очень опасное заболевание и, увы, очень распространенное. Раньше офтальмологи о нем знали мало и диагностировали на поздних стадиях.
В чем кератоконус проявляется?
Наша прозрачная роговица, будучи симметричной и правильной формы, начинает вытягиваться, истончаться и приобретать форму конуса, как бы выпячивая центральную зону снизу снаружи под воздействием внутриглазного давления.
Причина происходящего, чаще всего, генетические факторы, а такде ….
Первые симптомы начального конуса — банальное снижение зрения вдаль. Человек начинает видеть близоруко. Поэтому вначале его легко можно перепутать с миопией и астигматизмом из-за двоения изображения.
Симптомы кератоконуса:
- искажение зрения на любом расстоянии;
- ложные изображения;
- плохое зрение ночью;
- чувствительность к свету;
- двоение при взгляде одним глазом;
- напряжение глаз;
- заметное ухудшение зрения одного глаза.
Методы лечения: от терапии до операции
Если человек обратился вовремя, на самой начальной стадии заболевания, когда роговица не сильно изменила форму, излечение возможно без серьезного хирургического вмешательства.
Так, для укрепления роговицы применяют методику прокапывания специальным фотосенсибилизирующим препаратом.
Также на первой стадии эффективно облучение ультрафиолетовым светом. Называется эта процедура «кросслинкинг».
Когда роговица уже значительно деформирована и человек теряет зрение, проводят операцию, имплантируя специальные полимерные сегменты, которые офтальмологи называют «полукольца».
Операция по имплантации этих сегментов раньше проводилась довольно долго, а сейчас занимает буквально несколько минут. Тонкое, прозрачное полуколечко создает эффект армирования роговицы. По необходимости можно установить одно или два полукольца, количество, длина и толщина которых зависит от физиологии человека и степени патологии. Сегменты опытным хирургом подбираются индивидуально.
После армирования проводится дополнительная терапия «кросслинкинг».
А в запущенных случаях зрение может спасти только кератопластика — пересадка роговицы.
— Сейчас мы успешно пересаживаем и отдельные слои роговицы, используя донорский материал. Но пересадка роговицы, как и любая трансплантология — всегда сложная, серьезная тема. Мы не делаем тесты на совместимость, потому что материал роговичный — донорский от трупной роговицы, должен быть здоровый, неинфицированный, с достаточным количеством защитных клеток, а они с возрастом они теряются, даже у здорового человека. Поэтому материала мало, потребности огромные, очередь на пересадку роговицы занимает по нескольку лет. Мы покупаем качественный консервированный материал. Кстати, консервировать роговицу научились еще со времен Филатова. Но, конечно, самое главное — не доводить свое состояние до той стадии, когда требуется трансплантология, — офтальмолог, хирург, д. м. н., Татьяна Шилова.
Жизнь после операции
Современные методики лечения глазных болезней и проведения малотравматичных операций позволили свести период реабилитации к минимуму. Конечно, в каждом случае доктор индивидуально прописывает рекомендации. Но в большинстве случаев даже после частичной пересадки роговицы человек практически со следующего дня не имеет жестких ограничений по режиму питания и физическим нагрузкам.
— Ограничения есть после проведения серьезной операции по сквозной пересадке роговицы. Поскольку сквозная пересадка роговицы, когда мы пересаживаем все слои — операция опасная. Рубец проходит через всю роговицу, поэтому ограничений много, накладываются швы, с ними человек ходит до полутора лет. И первый слой этих швов снимается не ранее, чем через полгода. Причем часть ограничений распространяется на всю оставшуюся жизнь человека, пожизненно, — Татьяна Шилова.