Ученые утверждают, что Япония победила дельта-штамм коронавируса. Так ли это?
Как это могло произойти? Были ли подобные случаи с настолько распространенными вирусами до того?
На самом деле, преждевременно говорить о том, что вирус самоэлиминировался (гибель особей или популяций по естественным причинам. — Прим. ред.). Мы говорим о фазе стабилизации, либо снижения заболеваемости.
А главная причина успеха в том, что в Японии показатель охвата вакцинации населения перешагнул 80%. Плюс ключевые требования, которые неукоснительно соблюдались в Японии и продолжают соблюдаться. Речь идет об использовании ограничительных мер: ношение масок, гигиена рук и социальная дистанция — которые стали основой жизни японцев.
Все это привело к тому, что циркуляция штаммов в популяции уменьшилась. И это, собственно, основная цель, которую мы все преследуем. Если нам удастся достичь ее, коронавирус станет сезонным заболеванием.
Понятно, что навсегда он не исчезнет. Но сезонные подъемы, как происходит с альфа-штаммом коронавируса, — это уже совсем другая сторона инфекции, и к этому нужно только стремиться.
Когда ждать схожую ситуацию в России? Если ждать в принципе.
У нас есть ориентир, который позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее.
Но для этого мы прежде всего должны оглянуться на себя. Когда специфическая профилактика с соответствующим охватом населения, личная гигиена, использование масок и социальная дистанция станут правилами нашей повседневной жизни, мы сможем вернуться к так называемой доковидной жизни. Но при этом те навыки, которые мы приобрели, я надеюсь, будут закреплены в нашей повседневной жизни. Они помогут нам бороться и с другими респираторными и кишечными вирусами.
Может ли коронавирус вернуться в Японию в прежнем масштабе, но с другой мутацией?
Мы поговорили с Александром Васильевичем до того, как началось массовое распространение нового омикрон-штамма COVID-19 (прим. ред.).
Никогда не говори «никогда», и, совершенно однозначно, мы не можем судить о том, как поведет себя вирус. Мутирует он как раз среди неиммунных. Если произойдет серьезное изменение в геноме, то это уже будет другой коронавирус. Примером служит тот факт, что только в XXI веке мы с вами сталкиваемся уже с третьим подъемом заболеваемости, обусловленным коронавирусом. Но это будет уже другая инфекция, абсолютно не связанная с SARS-CoV-2.
Может ли опыт Японии помочь другим странам бороться с коронавирусом?
Бесспорно! Я говорю, что у нас появился наглядный пример, как следует поступать в той ситуации, когда ряд густонаселенных стран добились определенных успехов, что, собственно, позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.
Японский профессор Национального института генетики Итуро Иноуэ прокомментировал ситуацию с дельта-штаммом так: «Мы полагаем, что по мере того, как мутации накапливались, в конечном итоге штамм "Дельта" был поврежден и не смог создавать свои копии. Учитывая, что число случаев не увеличивается, мы думаем, что в какой-то момент во время таких мутаций "Дельта" встала на путь своего естественного исчезновения».
Можно ли создать условия, в которых другие штаммы также будут повреждаться, что в итоге приведет к исчезновению коронавируса?
На самом деле, я не уверен в истинности этого утверждения, потому что мутация — это естественный процесс отбора вирусов и их борьба за выживание. Около десяти разновидностей, не одна, дельта-штамма циркулируют в популяции.
В этой ситуации мы не можем говорить, что он самоповредился для того, чтобы самоэлиминироваться. Возможно, именно данная разновидность дельта-мутации подошла к какой-то логической точке, и ей на смену придет другая мутация. В том случае, если мы не будем создавать иммунологическую прослойку. Собственно, мы это видели наглядно: альфа-коронавирус сменился бета-коронавирусом, и дальше по списку.
Поэтому ключевая задача — это максимальный охват вакцинацией для того, чтобы мутаций было минимальное количество.
[1] Дельта-штамм коронавируса «самоуничтожился» в Японии