Нетривиальный способ лечения ПТСР показал многообещающие результаты
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) считается болезнью участников боевых действий, но на самом деле его жертвой может стать любой человек, которому довелось пережить вызвавшее экстремальные эмоции чрезвычайное событие. Недуг плохо поддается излечению — более двух третей больных не реагируют на медикаменты и психотерапию.
В Израиле предложили лечить ПТСР гипербарической оксигенотерапией — вдыханием чистого кислорода в барокамере под давлением. Проведены клинические испытания с многообещающими результатами, они опубликованы в The Journal of Clinical Psychiatry.
Исследование совсем небольшое — его участниками стали 63 мужчины-ветерана в возрасте от 25 до 60 лет, которые страдали от ПТСР более пяти лет — но основательное: плацебо, ослепление, контрольная группа — все как полагается.
Полуторачасовые сеансы оксигенации под давлением, соответствующим погружению на глубину 10 метров пять раз в неделю в течение 12 недель дали выраженное улучшение симптомов, связанных с ПТСР и депрессией, по сравнению с контрольной группой, сразу после лечения и спустя три месяца. Эффект подтвержден с помощью магнитно-резонансной томографии.
Исследователь гипербарической медицины Андерс Кьельберг с кафедры физиологии и фармакологии Каролинского института в Швеции объяснил на страницах The Conversation, как работает этот изначально не имеющий никакого отношения к психиатрии метод.
Лечение гипербарическим кислородом используется уже более полувека из-за его благотворного воздействия на иммунную систему — при заживлении ран, инфекциях и хроническом воспалении. Если рассматривать ПТСР как рану с хроническим воспалением, нетрудно предположить, почему это помогает, даже если механизмы не вполне ясны.
Поврежденные клетки в ране переходят в режим выживания. По неизвестным причинам, после того как опасность миновала, некоторые из них в нем и остаются — и, поскольку такое состояние сопровождается окислительным стрессом, быстрее стареют.
Кислород помогает клеткам преодолевать короткие всплески окислительного стресса, например, во время интенсивных упражнений — специалистам это явление известно как гипероксически-гипоксический парадокс.
Нечто схожее происходит в мозге при ПТСР: с потерей защитной функции астроцитов миндалевидное тело, гиппокамп и префронтальная кора становятся уязвимее к окислительному стрессу.
Мы не можем тренировать мозг в спротзале, поэтому лучшим решением может быть его поддержка гипербарическим кислородом — он стимулирует астроциты доставлять новые митохондрии к нейронам. Это объясняет эффективность метода при ПТСР.