«Мы с тобой одной крови»: истории людей, которые побеждают рак
«С тебя улыбка, с меня ромашки»
Артем Алискеров — человек–легенда. Он не только смог победить рак крови, но и уже на 12 день после последнего, 31-го по счету, курса химиотерапии покорил самую высокую гору Европы — Эльбрус, а после пробежал 333 километра марафона по Золотому кольцу, пересек Байкал бегом по льду и стал в 2022 году амбассадором Всероссийского марафона в поддержку донорского движения #ДавайВступай.
В юности Артем мечтал о карьере футболиста, но в 17 лет у него обнаружили проблемы с сердцем и с футболом пришлось расстаться. Зато он начал бегать. И бежит до сих пор, но не от проблем, а стремясь навстречу жизни.
— И жизнь меня любит, как и жена Ксения, — говорит Артем. На обручальных кольцах Алискеровых надпись: «С тебя улыбка, с меня ромашки».
Все изменилось 1 января 2019 года, когда Артем проснулся от нехватки воздуха, из носа буквально лила кровь, и ее невозможно было остановить. Как выяснилось в клинике — причиной плохой свертываемости крови стал низкий уровень тромбоцитов, который упал с 400 тысяч до 20 тысяч единиц. Диагноз — острый лейкоз, рак крови, лейкемия.
— Я хочу сказать, что рак — это еще не приговор, сдаваться нельзя. Тут или ты его, или он тебя. А я родился 4 февраля — во Всемирный день борьбы против рака. И не собирался сдаваться. Мотивировал себя историей другого спортсмена, победившего рак — Алексея Лихарева. И я заставил себя встать и идти, — Артем Алискеров.
По коридорам больницы Артем проходил по 7000 шагов ежедневно, исключительно на силе воли. И уже в августе, после трех десятков курсов химиотерапии, доктор объявил ему о победе над онкологией.
Сейчас Артем занимается гуманитарной помощью онкобольным, поставив цель увеличить число доноров костного мозга.
Ежегодно в России около 25 000 человек заболевают злокачественными заболеваниями крови. Спасти их могут только доноры костного мозга или гемопоэтических стволовых клеток. При отсутствии донора в семье врачи осуществляют поиск в регистре неродственных доноров. В этой помощи ежегодно нуждается 5000 россиян, 900 из которых — дети. В Федеральном регистре на данный момент почти 290 тысяч доноров костного мозга, а нужно как минимум в два раза больше. Дело в том, что генетический близнец у каждого из нас всего один на 10 тысяч. Поэтому чем больше людей вступят в Регистр доноров крови и костного мозга, тем больше шансов на жизнь будет у онкобольных.
«Я не мог не поехать»
В 2018 году родителям маленькой Карины из Екатеринбурга объяснили, что их дочь нуждается в пересадке костного мозга от совместимого по генотипу донора, и без этого шансов на спасение нет. Два года девочка боролась с лейкозом. В семье подходящего донора не оказалось.
Но он был найден в Федеральном регистре. Им стал Малхбек из Чеченской Республики, сам многодетный отец. Когда он узнал, что может спасти жизнь ребенка, сразу согласился стать донором костного мозга.
— Когда позвонили и сказали, что кровь на 100% подошла и можете ли вы приехать на сдачу костного мозга, я вообще не думал, знал, что ребенок пятилетний, а я могу его спасти. Своим родителям я сказал: «Если я поеду, она останется жива, если нет, то нет шансов». Мама сказала сразу: «Это ребенок, это ангел, поезжай, я не могу сказать тебе не ехать». И я поехал, — донор гемопоэтических стволовых клеток Малхбек А., Чеченская Республика.
После трансплантации костного мозга девочка постепенно прошла через множество нелегких этапов реабилитации. Сейчас ей 10, она здорова и счастлива.
Ежегодно, не дождавшись подходящего донора, умирают около 3000 людей. Трансплантация костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток способна спасти жизнь людям, болезнь которых еще недавно считалась приговором.
Летом 2023 года судьба вновь соединила Карину и Малхбека. Они встретились на чеченской земле. Карина из армянской семьи, а в переводе с чеченского ее имя означает «найденная», и найти силы и выжить помог ей донор.
«Мы с тобой одной крови»
Цену человеческой жизни Кирилл знает не понаслышке. Почти десять лет он — хирург общей практики. По программе «Медики–добровольцы» работал в Мариуполе, спасая под обстрелами раненых.
А вернувшись в Надым, отправился в Киров. Но уже не в качестве врача, а как донор костного мозга. Его ДНК полностью совпало с пациентом, которому донорские стволовые клетки помогут победить тяжелую болезнь. Тем более от донора требуется не так много — приехать в НИИ гематологии и запастись терпением — процедура схожа с обычным забором крови, только чуть длиннее, но так же полностью безопасна.
— Для того, кто давал клятву Гиппократа, желание помогать людям непреодолимо. Пять часов я здесь буду находиться. Уже четыре часа практически прошли. Все это терпимо, как обычная сдача крови, плазмы или тромбоцитов. Это все не сравнится с тем, что есть человек, который нуждается в этом, для которого это единственный шанс выжить. Мы когда-нибудь встретимся, и я скажу: «Мы с тобой одной крови»,— донор гемопоэтических стволовых клеток Кирилл М., г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ.
1 мая 2022 года Президент России Владимир Путин утвердил законопроект о создании Федерального регистра доноров костного мозга Российской Федерации
4 сентября 2023 в России стартовал марафон донорского движения #ДавайВступай. Отправная точка — Приморье, финишная 10 ноября — Архангельск. По пути все 89 регионов России, в каждом из которых Артем Алискеров бежит по 42 километра мономарофона, показывая личным примером, что онкологию можно не только победить, но и жить после нее полноценной активной жизнью.
Марафон приурочен к годовщине создания Федерального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, оператором которого является ФМБА России.
Для вступления в Регистр достаточно сдать всего 2-3 мл крови.
Мы подготовили инструкцию для тех, кто готов стать донором костного мозга. В ней — ответы на самые важные вопросы, которые вы хотели, но возможно, стеснялись задать.
- Почему донорство костного мозга — важно.
- Кто может стать донором.
- Опасна ли сдача костного мозга для донора (спойлер — нет).
- Как часто человек может быть донором?
- Какие льготы имеет донор.
- Как стать донором костного мозга.
В проблеме донорства неудобных и неправильных вопросов — не бывает.