Первая помощь при ожогах: советы докторов

Чем опасны термические ожоги, сколько длится ожоговый шок, и как себя вести в случае повреждения электрическим током? На самые горячие вопросы каналу «Доктор» ответил хирург, руководитель ожогового центра НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, к.м.н. Алексей Сачков.
Первая помощь при ожогах
Фото: Shutterstock

Среди всех классификаций ожогов термические стоят на первом месте. Только в ожоговый центр НИИ им. Н. В. Склифосовского ежегодно госпитализируют более 800 тяжелых пациентов. В основном с ожогами пламенем, горячей жидкостью, паром. Реже с химическими, солнечными и электроожогами. Кроме того, еще около 150 человек в год поступают с так называемыми ингаляционными травмами, то есть ожогами дыхательных путей. И это только те, кого приходится госпитализировать. Основное количество пациентов проходят лечение амбулаторно. Так что проблема ожогов стоит достаточно остро. 

Классификации ожогов

Ожоги делят на четыре степени, они различаются по причине, локализации, площади и глубине поражения, степени риска и угрозы жизни пациента. Принято считать, что первые две степени — поверхностные ожоги, с которыми можно достаточно легко справиться, а две вторые — глубокие, требующие хирургического вмешательства, вплоть до пересадки кожи. Но на самом деле ученые-комбустиологи выделяют целых 10 степеней ожогов, подразделяя существующие четыре степени на подгруппы. 

В нашей стране популярна четырехстепенная классификация. Здесь площадь поражения оценивается в процентах от общей площади поверхности тела, либо ладонями. В любом случае, степень и глубину ожога определяет только специалист. Сам по себе ожог может быть и небольшим по площади, предположим, с ладонь, и не глубоким, просто покраснение, но способ лечения и обезболивания может определить только врач. Народные методы вкупе с препаратами и, не дай бог, алкоголем, могут привести к тому, что человек декомпенсируется, и ему потребуется уже не простая помощь, и не специализированная в ожоговом центре, но и интенсивная терапия, — Алексей Сачков.

Врач-комбустиолог — это хирург, который восстанавливает целостность и функции кожных покровов и лечение тканей после ожогов тяжелой и крайне тяжелой степени, а также обморожений.

Не опасным считается ожог, который возник при кратковременном воздействии горячей жидкости или пламени. Как правило, при легком ожоге, если человек справился с болью без лекарств, допустим, просто охладив место ожога, и оно перестало болеть в течение получаса, а пузырь не возник, ехать в больницу причин нет. Но если повреждение кожного покрова возникло, вздулся пузырь или кожа потемнела и приобрела цвет от желтого до коричневого, а то и явного обугливания, к специалисту необходимо обращаться незамедлительно.  

Чем опасен электроожог

В отличие от термического, электроожог столь явно не визуализируется. Его опасность кроется в другом. При ударе током электрическое напряжение трансформируется в тепловую энергию, проходя по внутренним тканям тела человека. 

Внешне небольшая площадь ожога — это только вершина айсберга, основная разрушительная сила проходит внутри, поражая ткани и органы человека. Поэтому последствия электроожога быть куда более серьезнее и драматичнее, чем от воздействия температурного ожога. 

При ударе током обращаться к докторам нужно в обязательном порядке, и чем раньше, тем лучше.

Солнечные ожоги 

При солнечных ожогах надо понимать, что это ожог, в первую очередь, не термический, а радиационный, возникший вследствие ультрафиолетового облучения. Степень тяжести может быть достаточно высокой. Особенно, если площадь повреждения достигает почти 100%. При этом длительной интенсивной терапии и нахождения в реанимации, как правило, не требуется. Главное, не допустить обезвоживания организма. Именно вода и есть та спасительная сила. Но не еда, особенно применяемая наружно. Доктора в очередной раз просят не использовать сметану и кефир, особенно учитывая зачастую сомнительное качество продукта. Вода поможет и тело охладить, снизив болевые ощущения кожного покрова, и предотвратит обезвоживание тканей. Хотя есть и нюансы.

Если пациент с артериальной гипертензией или с гипертонической болезнью, с болезнями сердца, а мы дадим ему чрезмерное количество воды, это усилит нагрузку на сердце, что чревато каскадом уже других угроз для здоровья. По большому счету, солнечный ожог — это следствие неблагоразумия. Я согласен, загар — это здорово, может быть, даже чем-то полезно с точки зрения получения витамина D, но учеными доказано, что полученный однажды в юности солнечный ожог приводит к увеличению по разным данным в 2-4 раза риска развития онкологических заболеваний, и не только кожи. Поэтому радиация — это зло. Надо быть благоразумным, — Алексей Сачков. 

Ингаляционная травма

Ингаляционная — это тяжелейшая травма. И дело здесь не столько в термическом, сколько в химическом воздействии на организм. Опасно не само по себе вдыхание горячего воздуха, а дыма и паров, содержащих химические вещества, часто очень ядовитых.  Поэтому при пожаре организм человека получает двойной удар, и термический, и токсический. При четвертой стадии ингаляционной травмы, часто протекающей без  внешне видимых ожогов, шансы на выживание, без оказания экстренной помощи, крайне малы. 

В дыме содержится огромное количество химических веществ, в том числе и ядовитых, даже напоминающих фосген. Их спектр широк, и с точки зрения химической активности, они способны растворятся в жидкости живого организма.  И тут еще и отравление угарным газом. Страдают слизистая трахеи, бронхи, легочные ткани. Это опасно, и для восстановления требуется время. Мы применяем коллаген и санацию для того, чтобы поддержать регенерацию в трахеобронхиальном дереве и в легких. Но особо тяжелые пациенты с ингаляционной травмой сами дышать не могут. И тогда помогает инновационный метод  экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) и сурфактант — вещество, которое в норме есть в наших легких. По сути, это искусственные легкие,— Алексей Сачков.

Проще говоря, метод позволяет человеку дышать, насыщает его легкие кислородом, практически работая как искусственные легкие. Причем в России  оказание этой помощи осуществляется бесплатно в рамках ОМС. 

Человечество преуспело в том, чтобы сделать искусственные почки, печень, сердце, искусственные легкие, даже искусственный интеллект, но с гуманизмом и с состраданием так не получается, это надо самим в себе воспитывать. И на самом деле мы, занимающиеся ожогами, культивируем в себе не только знания, посвященные лечению ожогов, умения, хирургические навыки, инструменты, оборудование, но и то, что надо оставаться гуманистами,— Алексей Сачков.

Химические ожоги

Химические ожоги — наверное, самая обширная группа, в основном вызванная воздействием щелочей и кислот.  Ожогами пищевода занимаются торакальные хирурги, а ожогами кожи —  комбустиологи. 

Кислотно-щелочные ожоги очень болезненные, и очень глубокие, опасны некрозами. При этом ожог кожи кислотой вызывает чаще коагуляционный неглубокий некроз, а агрессивной щелочью, особенно с содержанием KOH и NaOH — некроз колликвационный, глубокий. И здесь нужна ловкость рук, мастерство хирурга для того, чтобы рану устранить и восстановить кожный покров,— Алексей Сачков. 

Ожоговый шок

В среднем ожоговый шок длится до трех суток. В это время осуществляется интенсивная терапия, вплоть до реанимационных мероприятий и экстракорпоральной детоксикации. 

Затем наступает так называемый период токсемии, в который могут возникать гнойно-септические осложнения. Это длится от пары недель до двух месяцев. 

И только потом начинается период выздоровления, как говорят доктора — реконвалесценции, и тут сроки зависят от степени ожога, и могут длиться годами. 

Мифы и факты об ожогах 

Миф первый. Ледяная курица, урина, повязки

При небольшом температурном воздействии достаточно охладить место ожога под водой в течение пары минут. Но долго подвергать отрицательным температурам  травмированный участок нельзя. Активное переохлаждение заставит организм компенсаторно улучшить кровообращения, что лишь усилит боль и отек. 

Волдырь вскрывать запрещено. Если он вскрылся сам, класть на место ожога врачи ничего не рекомендуют. Пораженный участок можно только прикрыть гладкой, чистой, сухой хлопчатобумажной тканью, и то, только на время транспортировки пострадавшего в клинику.  

Неважно, что вы положите на рану, главное, как потом вы или мы будем это снимать, потому что положили какую-то волшебную мазь, волшебную повязку, она взяла, да и присохла. Как это снимать? А это очень больно. Ожоги характеризуются тем, что они невероятно болезненные, это надо учитывать. Это даже элемент ну не гуманизма, а профессионализма — нельзя делать больно. И в случаях с ожогами, пожалуйста, не используйте еду, замороженную курицу и  физиологические жидкости для того, чтобы обработать ожог. Чем проще, тем лучше. Малейшие сомнения в пользу специалистов — ехать к нам, — Алексей Сачков. 

Миф второй. Мази и антисептики

Не все ожоговые раны можно покрывать антисептическими мазями и препаратами, содержащими антибиотик, и маслами, предназначенными для питания, а не лечения. 

Если мы не знаем, как пациент может реагировать, то лучше этого не делать, потому что не всегда есть необходимость лечить ожоговые раны с помощью мазей с антибиотиками или антисептиками, — Алексей Сачков.

Первая доврачебная помощь

  • Охлаждение без воздействия экстремальных температур.
  • Чистая, сухая хлопчатобумажная повязка.
  • Для снятия боли возможен прием анальгетика (уже применяемого до этого).
  • Употребление достаточного, но не экстремального количество воды.

Что нужно знать о первой доврачебной помощи

Для снижения тяжести травмы, поверхность с термическим ожогом нужно экстренно  охладить,  с химическим — обильно промыть

Категорически запрещено:

  • Снимать одежду, которая пригорела к телу. Это делают только в больнице. 
  • Превышать дозировку обезболивающих препаратов.
  • Принимать алкоголь.
  • Бинтовать поврежденный участок.
  • Заклеивать рану лейкопластырем.
  • Не экспериментировать  с содержимым аптечки, особенно в ситуации, когда не знаете точно, что делать, и рана — это не просто покраснение кожи. 

Если человек не ощущает боли, это говорит о глубине ожога и необходимости незамедлительного обращения за компетентной помощью. Люди, которые приезжают к нам с тяжелейшими, глубокими ожогами 80, 90, даже 95% поверхности тела, они еще двигаются и часто отвечают на вопросы о силе боли и состоянии: «Ну, не очень хорошо», но они не говорят, что это сильно болит, потому что страдают болевые рецепторы, и это признак того, что ожог очень и очень глубокий. 

В статье использованы материалы телепрограммы «Скажите, доктор!» 

Что должно быть в домашней аптечке

Дачные травмы: первая помощь

«Я пережил удар током 30 000 вольт». Личный опыт

«Мне плеснули кислотой в лицо, я пережила 200 операций». Личный опыт