«Улица Койкого», или Как научить ребенка говорить понятно

Самые распространенные проблемы с речью и пути их решения.
«Улица Койкого», или Как научить ребенка говорить понятно
Фото: Shutterstock

— «Улица Койкого» и «Девочка, а девочка, скажи “Ыба” — Селедка!» — фразы из кинофильма «По семейным обстоятельствам», прозвучавшие от картавого логопеда,. Эту роль блестяще сыграл великолепный Ролан Быков. Но это, конечно, шутка. Речь логопеда всегда четкая и ясная. Ведь он помогает нам понимать друг друга.  Расскажем, с какими проблемами он сталкивается чаще всего.

Что такое дислалия и откуда она берется

По статистике в России каждый второй ребенок в возрасте до шести лет имеет нарушения речи. Самые распространенные — дислалия и недоразвитие лексико-грамматического строя речи. 

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия бывает механической — когда четкое произношение невозможно из-за отклонений в строении речевого аппарата (прикуса, неба и языка) и функциональной — когда у ребенка возникают проблемы с правильным произношением звуков без наличия физиологических причин, в этом случае фонематический слух малыша может быть снижен. Поэтому детей, не выговаривающих некоторые звуки, в первую очередь показывают врачу- отоларингологу.

Причиной возникновения дислалии могут стать соматические (такие, как рахит) и перенесенные вирусные заболевания, а также так называемая педагогическая запущенность, когда с ребенком мало общаются в семье.

Среди самых сложных для произношения звуков особенно выделяют «Р», «Г» и «В». Но обо всем по-порядку.

Нормы развития речи

ребенок играет

От 0 до года 

Первый крик ребенка мы слышим в течение минуты после его рождения, до четырех месяцев малыш гулит, после — лепечет, а первые слова должен произнести до года. Считается, что девочки — болтушки, как правило, они начинают говорить уже с девятимесячного возраста, на пару месяцев раньше сверстников мальчишек. Но бывает и наоборот. 

К году малыш уже воспринимает обращенную к нему речь и говорит около десяти слов, конечно, самых простых: «дай, мама, папа, сама, баба, деда, ава, киса». Многие остальные слова он понимает, но пока не может воспроизвести. К этому времени малыш показывает жестами, чего он хочет, может принести игрушку, сам держит ложку и пытается есть самостоятельно.  

От полутора до трех лет

Начиная с полутора лет ребенок начинает тараторить, выговаривая огромное количество новых слов. Это буквально «лексический взрыв».

Очень «разговорчив» в этот период и указательный палец ребенка. Малыш указывает на предмет, а взрослый озвучивает его название. Конечно, ребенок не запомнит все сразу, но со временем — да. 

Так, к трем годам словарный запас обретает звучание, речь становиться связной и логически правильной: «Мы сейчас не пойдем гулять, в парке дождь».

В среднем общий словарный запас в три года составляет от 500 до 800 слов, а в четыре — от 1000 до 1500.

Что такое ЗПРР

Тревожным сигналом, говорящим о задержке речевого развития ребенка говорит его неумение или нежелание произносить слова в возрасте двух лет и отсутствие предложений к трем годам.  

Само понятие ЗПРР находится на стыке детской дефектологии и неврологии, и  ставят этот диагноз только после трех лет, если ребенок:

  • на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
  • в один год не реагирует на обращение к нему;
  • в полтора года не способен повторить простые сочетания и не показывает названный взрослым предмет;
  • в два года не говорит слова, ограничиваясь звуками; 
  • в возрасте с двух с половиной до трех лет не строит простых фраз (дай пить, хочу гулять);
  • в три года не имеет самостоятельной речи, может повторять за взрослым или телевизором; 
  • речь не использует, объясняясь мимикой и примитивными жестами. 

Не тяните с визиту к детскому неврологу, дефектологу и логопеду. Иногда требуется посетить и медицинского психолога.

Три критических периода развития речи 

1-2 года. Упущения в этом возрасте опасны недоразвитием и даже полным отсутствием речи (алалия).

3 года. В этом возрасте ребенок может начать заикаться или отказаться говорить. Как правило, это происходит под воздействием внешних социально-негативных факторов: проблемы в семье, ссоры, испуг. Такие дети если и разговаривают, то короткими и простыми фразами.

6-7 лет. В это время особую угрозу ребенку представляют осложнения после тяжелых заболеваний, которые могут привести к так называемой афазии и утрате ранее сформированных речевых навыков. То есть ребенок говорить умеет, но плохо: его предложения не согласованы, союзы предлоги часто отсутствуют вовсе, окончания употребляются неправильно. 

Причины задержки развития речи у детей

Задержка речи

Наследственный фактор — если кто-нибудь из родителей заговорил поздно, а также проблемы у ребенка: тугоухость, врожденные патологии артикуляционного аппарата, такие как раздвоение неба, «заячья губа», «волчья пасть»

Последствия неблагополучно протекавшей беременности и родов матери (например, гипоксия плода). 

Переезд в другую страну (билингвизм), когда еще полностью не освоив родную речь, ребенок вынужден запоминать слова на другом языке.

Амбидекстрия, когда ребенок не может понять, левша он или правша, одинаково действуя обеими руками. 

Невнимательность к ребенку, а также наоборот, чрезмерная опека, когда ребенку даже формулировать и озвучивать свои желания не приходится, а гипер любящие родители и бабушки с дедушками предугадывают любое его «хочу», тоже может затормозить развитие его речи

Личный опыт: «Мне 20, меня ничего не смущало»

Ирина — мать ребенка с алалией, которую удалось скорректировать

— Я на своем опыте поняла, насколько важно обращаться к врачам вовремя. Тяжело осознавать, что я могла сделать собственного ребенка неполноценным. Варе было два с половиной, когда к нам пришла моя подруга Ольга, которая в то время проходила в институте курс по логопедии.

Повозилась она с Варей и зовет меня на кухню, говорит: «Ты только пойми меня правильно, но тебя не смущает, что Варе уже скоро три, а она ни одного слова не произносит, за взрослыми не повторяет и жесты зеркалит?». Мне двадцать — нет, меня ничего не смущало. Когда подруга робко (и очень тактично) сказала, что подозревает у Вари алалию, я даже термина не поняла. 

Ольга ушла, попросив меня проконсультироваться с неврологом и логопедом, хотя бы просто с педиатром. Я же полезла в Интернет, начиталась там и решила, что мою дочь назвали умственно-отсталой. Разгневалась страшно. Муж пришел с работы, пожаловалась, а он взял, да и побежал к Ольге, клеймить ее на чем свет стоит.

Полгода мы с Ольгой не общались, я даже удалила ее номер из контактов. И тут у Вари плановый осмотр. Смотрю, а доктор как-то странно на моего ребенка смотрит, вопросы ей задает, а не мне. Я отвечаю, он прерывает и снова просит Варю, как сейчас помню назвать игрушку ежиком. Она глазами хлопает, ручками показывает «дай». И тут доктор выписывает нам просто кучу обследований и осмотров. Смотрю, а там рентген головы, невролог, дефектолог… 

В общем, подруга была права. Диагноз «алалия» подтвердился. Причем нам сказали, что шансов уже мало, нужно было раньше обратить внимание на отсутствие речи у ребенка. 

Мы конечно, сразу попросили прощения у Ольги, с ее помощью нашли для дочери нужных специалистов. Были занятия, массажи, физиотерапия и лекарства, лекарства... В школу Варя пошла на год позже, но здоровой. Мы справились. Училась Варя хорошо, особенно ей давались химия и биология. После окончания школы Варя пошла в медицину, сейчас она замужем и работает в фармацевтической лаборатории. О той страшной истории мы ей не рассказали, но к внукам я буду намного внимательнее.

Почему ЗПРР опасна

Речь — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Без развитой речи намного труднее формировать навыки общения и интеллект. 

Ребенку необходимо постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Отставание в речи могут привести к сложностям с письмом и чтением, пониманием и запоминанием полученного материала. Как следствие — общее умственное отставание в развитии. 

Методы лечение ЗПРР

Их множество, но чаще применяются комбинированные схемы, в которые вовлечены и родители, потому что занятия нужно проводить и дома.

  • занятия с логопедом/дефектологом;
  • общий и специальный логопедический массаж;
  • физио- и магнитотерапия;
  • аппаратная терапия;
  • медикаментозная терапия (применяют витамины и препараты ноотропы, которые способствуют улучшению обменных процессов в мозге);
  • акупунктура — при которой воздействуют на рефлекторные точки;
  • в ряде случаев контроль невролога и медицинского психолога.

Коротко о главном

логопед

Малыши часто смешно произносят слова, тут важно не переусердствовать с умилением. Ребенок воспринимает улыбку родителя, как поощрение, а значит, будет коверкать слова и дальше. И конечно, не подражайте ребенку, не повторяйте за ним неправильные звуки, чтобы не закрепить ненужный эффект. 

Логопедические упражнения, данные для закрепления специалистом, нужно проводить вместе с ребенком, не оставляя его одного, в спокойной атмосфере, в отсутствие раздражителей. 

Садитесь перед зеркалом, чтобы ребенок и зрительно запоминал правильную постановку языка и артикуляции.

Занимайтесь с позитивом, играйте, пусть вашим помощником будет хорошее настроение. 

Идите от простого к сложному, начинайте с простых слов, а не скороговорок. 

Если ребенок не проговаривает несколько звуков, то начинайте также с более легкого, исключая второй невыговариваемый звук. Например: в речи отсутствует  «Р» и «В» — «Р» более сложный, поэтому начинаем с «В» и выбираем простые слова с заглавной и «В» и без «Р». То есть: «высь», «вода», «вор», «вид», «ваза» и тд. 

Не приступаем к новому звуку, пока предыдущий не доведен до автоматизма.

И конечно, поощряем ребенка и хвалим его. Нервничать, кричать и обзывать ребенка за то, что у него не получается, категорически нельзя.

Заниматься нужно не менее 10-15 минут, но и не больше получаса, чтобы ребенок не уставал. Можно делать по два-три подхода в день, но главное не вызвать у ребенка отвращения к занятиям. Не «Ты должен», а «Давай еще поиграем».

Учимся выговаривать правильно звук «Р». Три простых упражнения

Звук «Р» один из самых сложных для воспроизведения. Делая упражнения, нужно следить, чтобы язык не был напряжен и заострен, он должен быть распластанным. И следить за дыханием, направляя мощный поток воздуха на выдохе на кончик языка для создания вибрации.

«Барабан», «Комарик» и «Моторчик» — эти упражнения помогут научиться ребенку произносить непослушный звук «Р», который, кстати, не выговаривают половина детей, родители которых обратились к логопеду.

«Комарик» 

Рот широко открыть, язык поднять вверх и упереть его в альвеолы (углубления у основания зубов, так называемые зубные лунки). И по 10-15 секунд энергично жужжать, имитируя звук, издаваемый комаром. 

«Барабан»

Открыть широко рот и ударяя кончиком языка за верхними зубами, произносить звук «Д». Сначала медленно, а потом — быстрее. 

«Моторчик»

Упражнение комбинированное, в его основе лежит уже известный нам «Барабан». Делаем все так, как в упражнении  «Барабан», но еще помогаем механически — берем ватную или коктейльную палочку и, ускоряясь, проводим ею из стороны в сторону по задней части приподнятого к зубам языка ребенка. 

У незадачливого логопеда из фильма не получилось назвать улицу ГоРького, а у вас обязательно получится.