Почему ребенок не говорит?
Причины нарушений речи
Повлиять на развитие речи у ребенка может множество факторов: генетическая предрасположенность, сложное протекания беременности матери, перенесенный ребенком стресс, особенности воспитания и развития.
Примерно 6–8 детей из 10 имеют проблемы с устной речью, связанные с произношением звуков и особенностями голоса. А примерно каждый пятый — с письменной речью, уже в процессе обучения в школе.
Выделяют два класса основных причин: врожденные или приобретенные. Например, активные функциональные нарушения могут возникнуть когда ребенок оказался в сложной жизненной ситуации, при разводе родителей, или в другой травмирующей ситуации, — директор ИКП РАО, доктор педагогических наук Татьяна Соловьева.
Напрямую от психофизиологии ребенка зависят такие речевые дефекты, как:
- ринолалия (гнусавость), когда в речи ребенка звучит назальный оттенок голоса, мешающий восприятию речи;
- алалия, при которой ребенок может и вовсе не говорить, объясняясь преимущественно жестами;
- заикание — запинки в речи и невозможность выговорить тот или иной звук;
- афазия или утрата ранее сформированной речи, когда ребенок говорит так, как будто перенес инсульт или имел травму головного мозга.
Существуют ли общие нормы?
К трем годам ребенок уже произносит такие звуки, как «М», «П», «Б», «В», «Ф» и так далее. Далее он осваивает свистящие и шипящие и только к 5–6-ти годам сонорные «Л» и «Р». Звук «Р» такой сложный потому, что требует самого верхнего подъема кончика языка, сильных мышц, скоординированных движений и определенного вибрато, при котором кончик языка должен дрожать под силой воздушной струи. Слишком много одновременных процессов, потому и сложно.
Но, есть случаи, когда в самом раннем возрасте ребенок самопроизвольно уверенно рычит, а подрастая утрачивает возможность произносить звук «Р» четко.
Если этот звук просто отсутствует в речи или заменяется другими звуками, похожими на него, например, «Л», и при этом возраст ребенка меньше 5,5 лет, не стоит бить тревогу, но можно делать специальную артикуляционную гимнастику. Любой логопед вам ее покажет. Но если этот звук произносится искаженно, то есть ребенок, как в просторечье говорят, «картавит», то тогда стоит пойти к логопеду, потому что дефектное произношение может закрепиться, — Татьяна Соловьева.
Почему девочки начинают говорить раньше мальчиков
Все просто. В дошкольном возрасте и на уровне начального общего образования девочки в большей степени готовы осваивать социальный опыт и систему правил. Но к средней школе мальчики нагоняют их и даже перегоняют — в части освоения содержания образования и когнитивных способностей.
«Каша во рту»
То, что мы называем «каша во рту», говоря о невнятной речи, логопеды называют дизартрией или особенностью произносительной стороны речи вследствие нарушения иннервации* мышц речевого аппарата. Проще говоря, это проблема неврологического характера. Излечимая, но в зависимости от степени патологии занимающая разное время. Корить ребенка с невнятной речью и заставлять говорить четко и ясно неправильно, его нужно показывать специалистам.
*Иннервация мышц — это обеспеченность органов и тканей нервными клетками
Если у ребенка в четыре года действительно во рту «каша», звуки смазаны, не происходит необходимой смычки, не формируется щелевой выдох и звуки сливаются в общий усредненный поток — однозначно трудность есть, и она объективна. Пожалуйста, обратитесь к специалисту. Тем более, что дизартрии практически всегда сопровождает сложное комплексное нарушение опорно-двигательного аппарата. Например, при детском церебральном параличе может быть и анартрия, то есть отсутствие произносительной речи, — Татьяна Соловьева.
Заикание
Никто не знает откуда взялся псевдометод лечения заикания по принципу «клин клином», шокирующий своим варварским отношением к ребенку уже не одно поколение врачей, логопедов и психологов. Страхом, стрессом и неожиданной «пугачкой» из-за угла заикание не лечится.
Различают невротическое, неврозоподобное заикание, но на самом деле, даже если имеет место некая реактивная форма, она в любом случае не лечится с помощью подобного. Речь идет об определенном состоянии организма, которое может быть откорректировано только с помощью специальных реабилитационных логопедических и психотерапевтических мероприятий. После афазии заикание — это одна из самых сложных проблем, где в коррекции психотерапия играет ведущую роль наравне с логопедией. Рекомендации могут быть от режима полного молчания до серии коррекционно-развивающих занятий. Но никак не пугать.
А если ребенок глухой?
Ребенок с нарушенным слухом находится в объективно сложной ситуации, когда он самостоятельно освоить речь не может. В отсутствие слуха не формируются необходимые навыки для ее восприятия. И совет дефектолога, логопеда или врача поликлиники проверить слух ребенка — не пустая формальность. При нарушении слуха без индивидуально подобранной слуховой аппаратуры и коррекционно-развивающих занятий сформировать соответствующую норме речь не получится.
Нарушения слуха у детей, к счастью, явление достаточно редкое и часто поддающееся коррекции. Даже в случае глухоты современная медицина способна решить проблему. И речь не только о сурдопедагогике, но и о таком методе реабилитации, как кохлеарная имплантация, которая подразумевает вживление электродных систем во внутреннее ухо.
Короткая уздечка — оперировать?
Операция на подъязычной уздечке может решить проблему в случае прогнозов развития неправильного прикуса и снижения функционала языка. Например, когда ребенок не может «приклеить» к верхнему небу спинку языка. Это упражнение у логопедов называется «грибок». От того сможет его сделать ребенок или нет зависит возможность произношения сонорных «Р» и «Л», а также шипящих звуков.
Повлиять на слух и, опосредованно, речь, может наличие аденоидов, провоцирующих закрытие слуховой трубки и перекрытия носового дыхания. Вынужденный дышать ртом ребенок невольно коверкает речь.
Когда пора к логопеду
Самим родителям бывает сложно распознать наличие речевых проблем у ребенка, если только он не молчит совсем. На задержку развития речи может обратить внимание участковый педиатр или логопед в яслях, детском саду или школе. Кроме того, в России создана сеть психолого-медико-педагогических центров. Обращаться за логопедической помощью никто родителей не заставляет. Цель центров — помочь выявить проблему при ее наличии и проконсультировать о вариантах коррекции. Специалисты говорят, что ждать до трех, а то и пяти лет, когда речь ребенка станет связной, не стоит.
Особенно внимательными стоит быть, если проблемы с речью уже были у кого-то в семье.
Для всех без исключения детей важна так называемая читательская деятельность. И начинаться она должна не с момента обучения азбуке, а намного раньше. Речь о чтении ребенку сказок перед сном, слушание аудиокниг.
Человек становится читателем с момента, когда ему читают. Поэтому, если мы хотим сформировать устойчивый интерес к чтению, к чужой речи, сформировать у ребенка задатки будущего оратора, человека, способного коммуницировать и держать аудиторию, то читать и разговаривать с ним необходимо много. Это еще и уникальный шанс для эмоционального, теплого человеческого общения между родителем и ребенком. В крайнем случае в помощь аудиозаписи и умные колонки. Но они не смогут вовлечь ребенка в важный процесс чтения с интерактивом ребенка. Покажи, где изображен персонаж. А как ты думаешь, чем закончится книжка? Эти вопросы помогают развивать ребенка и готовят его, как будущего самостоятельного читателя, — Татьяна Соловьева.
И конечно, важна игра.
Играйте с ребенком, развивайте его с самого раннего возраста, и он удивит своими достижениями и успехами в усвоении содержания программы в школе или в ВУЗе, но это будет позже. А сейчас он осваивает игру. Раннее обучение чтению без специальных показаний — это, при определенных биологических предпосылках, и риск возможных дополнительных причин для развития заикания. Не хочу никого пугать, но не опережайте развитие, не торопитесь. А вот если ребенок сам запоминает буквы, когда вы ему читаете, и сам просит его этому научить, ему это интересно, вот тогда, пожалуйста, — Татьяна Соловьева.
Справка 5.2
Большинство проблем, связанных с задержкой развития речи у детей поддаются лечению. Решать их нужно по мере выявления, не надеясь, что все исправиться само собой. И, чем раньше, тем лучше, желательно в дошкольном возрасте пока устная речь не сказалась на речи письменной. Программа 5.2, обозначающая рекомендацию обучения в логопедической группе или классе — это не стремление педагогов как-то ущемить ребенка. Напротив, это шанс компенсировать и скорректировать особенности его речи, когда помощь логопеда нужна во время всего процесса обучения.
В статье использованы материалы телепрограммы «Скажите, доктор!»
«Мой ребенок — инвалид». Личный опыт