«Синдром раздраженного кишечника — реальная проблема». Личный опыт

История про один очень раздраженный кишечник.
«Синдром раздраженного кишечника — реальная проблема». Личный опыт

Евгения перепробовала множество методов лечения синдрома раздраженного кишечника. Она живет в Италии и имеет возможность сравнить разные подходы к лечению. Читайте ее историю от первого лица.

Спецэффекты моего ЖКТ

СРК — синдром раздраженного кишечника. По сути, это нарушение работы кишечника во всех фазах. Но это не то же самое, когда у вас просто поболел немного живот и пришлось принять слабительное / закрепляющее. У этой штуки ноги растут из головы: она имеет непонятное психологическое происхождение, может принять жесткие хронические формы и крайне плохо поддается лечению.

У меня слабое пищеварение с детства. Я с подросткового возраста привыкла справляться с разными спецэффектами своего ЖКТ и избегать тяжелой пищи.

Но все-таки никогда раньше мне не приходилось отказываться из-за своих проблем от работы, отменять отдых или лежать в кровати неделями, не зная, что делать и что будет дальше.

СРК сразил меня не сразу. Он начал проявляться спорадически уже несколько лет назад, постепенно накрывал все сильнее и дольше и только в начале прошлого года развернул операцию тотального захвата. За год в моей жизни случилась куча обследований и разных людей: два специалиста по психосоматике, диетолог / натуропат, три гастроэнтеролога и до кучи — мой неугомонный терапевт, который выдвигал заковыристые теории о том, что же со мной такое. Еще хирург-проктолог из отделения скорой помощи. Я иногда вижу ее в кошмарах.

Дело в том, что СРК — это как бы не диагноз. Для врачей это почти все равно что сказать: «У вас воспаление хитрости». Многие из них считают, что ты притворяешься. Есть же люди с серьезными проблемами, а тут ты со своим дурацким «раздраженным» кишечником! Это отношение явно связано с тем, что проблема слабо изучена и реально действующих средств против нее нет.

СРК описывают как нарушение нервного сообщения между мозгом и кишечником. По какой-то причине связывающий эти два органа блуждающий нерв начинает сбоить. Кишечник становится «проницаемым», неправильно обрабатывает пищу, и поправить это сложно даже самой жесткой диетой. А у женщин в качестве отягощающего фактора есть еще и цикл. Никто толком не знает, отчего нарушается нервная связь (от стресса, но какого именно?) и как ее восстановить. В этом состоянии нельзя принимать обезболивающие, это же дополнительный удар по ЖКТ. Поэтому, пока ты загибаешься от болей, врачи разводят руками и в лучшем случае выписывают тебе ферменты.

Тема, о которой не говорят

Говорить о подобных проблемах не принято. Да, можно поделиться с близкими друзьями, но, когда ты отменяешь что-нибудь по работе, приходится подбирать слова. И все равно, если сказать как есть, рискуешь нарваться на непонимание: «А что, но-шпа не помогает?» Продолжительная боль в комбинации с ощущением своей исключенности из нормальной жизни, естественно, не придают оптимизма. Порочный круг замыкается снова: голова — кишечник — голова.

СРК часто проявляется у гиперответственных людей, склонных к перфекционизму. Одно из состояний, которые запускают эту дрянь, связано с удушающей нехваткой времени, как когда ты готовишься к чему-то серьезному и живешь в тревоге, что не успеешь подготовится. Я сейчас пишу это, а в животе сразу начинают дергаться ниточки. Я кладу на него руку и говорю себе, что времени у меня вагон и что сегодня вообще свободный день, я могу делать, что мне захочется. И если повторить это несколько раз и подышать поглубже, дрожь внутри живота постепенно проходит.

Долгое время у меня не было никакого диагноза, но было четкое внутреннее убеждение, что это какой-то сложный замес психики, гормонов и личных особенностей. 

Так как у меня уже был богатый опыт общения с гастроэнтерологами, я подозревала, что они вряд ли помогут. Поэтому сначала пошла к человеку, работающему с психосоматикой, потом к специалисту по питанию, и только потом — к врачам. Не буду рассказывать подробно о каждом опыте, но поделюсь своими выводами.

«Психосоматы» считают, что достаточно найти причину в голове — тут же щелкнет выключатель и все моментально пройдет. Эта идея очень привлекает, когда долго страдаешь, но, на мой взгляд, она не работает. Лучше всего у меня сложилось с терапевтом, который не обещал чудес, а просто помог постепенно обнаружить, что именно провоцирует ссоры мозга и кишечника. Ну и с проживанием боли тоже помог, это еще один очень важный момент.

Уже на выходе из туннеля, прокрутив кучу жизненных ситуаций прошлого и освободив кучу эмоций, я поняла, что теперь уже не так важно, почему это все случилось, — гораздо важнее, как с этим быть.

Натуропатия не подходит для острых состояний. Ты начинаешь соблюдать диету и пить кучу травок, а потом бац — тебе снова плохо, и натуропат разводит руками. Со временем у тебя на полках скапливается такое количество разных БАДов, что ты уже не можешь понять, что из них работает, а что нет. И снова куча потраченных денег с минимальным выхлопом.

У гастроэнтерологов свои представления о диете и свои добавки. Тут многое зависит от квалификации врача, и найти по-настоящему хорошего непросто, ведь СРК не поддается протоколам и крайне индивидуален! Но поход к врачу нужен и для того, чтобы исключить другие возможные диагнозы, хотя в связи с этим и придется делать кучу анализов и обследований. Врач, понятное дело, не будет задаваться вопросом, откуда взялись эти проблемы, а будет конкретно лечить симптом.

Что мне помогло?

Диета при острых состояниях важна, но ею не спасешься, и это вызывает отчаяние. Вроде все делаешь правильно и держишься изо всех сил — ан нет, твой кишечник продолжает забастовку. Поэтому, конечно, легко сорваться или впасть в уныние. На приблизительное понимание того, что мне стоит есть, а что нет, ушло больше года. Сначала я применяла диету натуропата, потом перешла на диету российского врача, которую затем в пух и прах раскритиковали итальянцы. И только после всех этих попыток завела пищевой дневник и стала предметно смотреть, что работает, а что нет.

Что обычно советуют исключать? Кофе, пасленовые (помидоры, баклажаны), картошку, капусту и ее родственников, красное мясо, сахар, мучное (тут неоднозначно), молочные продукты, алкоголь. Получается, что безопаснее всего, особенно в моменты обострений, есть крупы и некоторые овощи, но их лучше всего тестировать индивидуально. Мои проверенные друзья — гречка, кабачки, морковка.

Совсем недавно я наткнулась еще и на продукты low-FODMAP: с низким содержанием плохо усваиваемых углеводов. Их как раз советуют при СРК. Списки этих продуктов между собой не совпадают. Например, на русском языке можно найти советы есть болгарский перец и моцареллу, которые из итальянской диеты уберут сразу. Из примеров индивидуальности — кофе: я не пила его больше года, а потом вернула и оказалось, что с ним у меня все в порядке. По одной чашке в день.

Для обострений нужно какое-то действующее средство — спазмолитик или слабительное. Тут тоже у всех индивидуально: из всего, что мне советовали врачи, я в результате использую лишь один препарат. Все остальные только усугубляли ситуацию.

К сожалению, на все эти проверки и эксперименты нужно много времени, терпения и выносливости — физической и эмоциональной. Мне пришлось много чему научиться — например, принимать право моего тела на боль (потому что боль бесит, ее хочется сразу прекратить, тело воспринимается как враг), справляться с паникой при возвращении симптомов и вообще лучше слышать организм, чтобы понимать, когда ему реально нужна помощь. И еще не отчаиваться, если что-то не срабатывает, методично стучаться во все двери и собирать отовсюду информацию. Это все непросто далось, через темноту и слезы бессилия, но это тоже опыт и практика резилентности.

Выкарабкаться мне помогло открытие, которое я сделала случайно. Копаясь в интернете, я обнаружила недавнее клиническое исследование о взаимосвязи симптомов СРК и содержания витамина Д в организме. Посоветовавшись с врачом, я сделала анализ крови и стала принимать его в дозировке 2000. После этого мое состояние значительно улучшилось. Теперь возлагаю большие надежды на новую терапию, которую должны скоро запатентовать в Италии.

Но, к сожалению, выздоровление не происходит на 100%. Всегда есть опасность вернуться в прежнее состояние. С годами начинаешь лучше понимать, что происходит, и оперативнее реагировать. СРК очень связан с эмоциональным состоянием. Например, когда начали происходить последние события, у меня в один день пропали абсолютно все симптомы. Говорят, адреналин способствует мобилизации организма, и это опять доказывает ментальное происхождение этой проблемы. Стоит только впасть в критическую ситуацию, как организм быстро приходит в очень собранное состояние.

Я долго думала, рассказывать ли свою историю, но все-таки решила, что мой опыт может пригодиться кому-то, кто оказался или окажется в подобной ситуации. Тем более что порой самое сложное — это преодолеть стену молчания и выяснить, что ты не одна.

Читайте также в рубрике «Личный опыт»: 

«Язвенный колит — ужасное заболевание!»

«Описторхоз украл у меня пять лет жизни»

«Курила 35 лет и бросила в один день»