Сохранить зрение: когда можно и когда нельзя делать операцию на глазах
Касается всех
Патологии зрения бывают врожденными и приобретенными. В первом случае они проявляются в раннем возрасте, а во втором являются следствием травм, нагрузок и просто старения организма.
Как правило, глазные болезни проявляются у человека в возрасте после 45 лет. Состояние, когда мы вынуждены носить очки, чтобы читать вблизи, называется пресбиопия. И, к сожалению, это расстройство зрения рано или поздно касается каждого из нас.
В глазу есть две линзы: роговица — наружная прозрачная мембрана, которая не меняется в течение всей жизни, и хрусталик, натуральная линза внутри глаза. Его можно сравнить с автофокусом фотоаппарата. Хрусталик молодого человека способен менять кривизну, что позволяет фокусировать изображение со всех расстояний. А еще хрусталик обладает удивительной способностью расти, примерно на 25 микрон в год. Но!
У человека в возрасте примерно 46–50 лет хрусталик вырастает до пределов, которые уже не позволяют ему менять свою кривизну. Автофокус ломается, «фотоаппарат» неисправный, вдаль мы продолжаем видеть, а чтобы прочитать что-то вблизи, вынуждены отодвигать предмет. А когда уже длины руки не хватает, мы должны компенсировать потерю аккомодации с помощью линз или очков для чтения, — офтальмохирург Дмитрий Дементьев.
А когда хрусталику некуда больше расти, он начинает мутнеть. Это состояние называется катаракта, а человек видит мир будто через грязное стекло. Вернуть чистоту зрения может только операция по замене хрусталика.
Когда носить очки не хочется
Можно ли принять превентивные меры и провести операцию заранее? — Можно. И не только при возникновении катаракты и достижении критического возраста, но и раньше, не дожидаясь потери прозрачности, эластичности и перерастания хрусталика.
Прозрачный хрусталик удаляют, а на его место имплантируют специальную интраокулярную линзу — мультифокальную, которая имеет три фокуса, позволяющие четко фокусировать изображение издали, со среднего расстояния и вблизи. Это позволяет человеку полностью отказаться от ношения очков. Вот такая профилактика катаракты, ее кардинальное недопущение.
Что такое интраокулярные линзы
Эти линзы пришли на смену тяжелым очкам с толстенными стеклами диоптрии +10, за которыми глаза казались выпученными и в три раза больше, чем на самом деле.
От природы примерная оптическая сила натурального хрусталика плюс–минус 20 диоптрий. Поэтому, убрав из глаза мутный хрусталик или катаракту, мы решаем глаз оптической линзы, силы в 20 диоптрий, поэтому человек изображение видит лучше, но в расфокусе — размыто, нечетко. Сегодня для коррекции четкости очки не нужны. Мы имплантируем искусственный хрусталик или интраокулярную линзу, оптическая сила которой рассчитывается строго индивидуально по параметрам глаза каждого конкретного пациента. Это важно для того, чтобы изображение правильно попадало на сетчатку, и человек начал хорошо четко и видеть,— Дмитрий Дементьев.
Операция отработанная, занимает около 12–13 минут и проводится однократно. Осложнения бывают крайне редко. Чем раньше будет проведена операция, тем легче она и для хирурга, и для пациента, а эффект дает предсказуемо хороший — человек до конца жизни может читать, гулять, заниматься спортом и прекрасно видеть.
Риски осложнений
Чтобы риски минимизировать, замену хрусталика проводят сначала на одном глазу, а потом на другом.
Инфицирование
Главное опасение хирургов-офтальмологов связано с занесением инфекции, что практически исключено во время операции, но может произойти после нее. В случае послеоперационного инфицирования воспаление глаза происходит стремительно и может грозить потерей зрения. Если это произойдет на двух глазах, процесс ускоряется.
Ошибка в расчетах
Точный расчет силы оптики интраокулярной линзы очень важен. В арсенале современной офтальмологии — компьютерные технологии, программы и инструменты, позволяющие подобрать подходящую диоптрию.
Ошибки минимально допустимы, но возможны. Поэтому, если мы рассчитали ошибочно искусственный хрусталик, имплантировали неправильный хрусталик в оба глаза, у нас оба глаза одновременно получили погрешность, ошибку, и зрение не очень хорошее. Поэтому мы оперируем один глаз, на следующий день убеждаемся, что все было сделано правильно, человек получил хорошее зрение, тогда делаем второй глаз. То есть интервал операций между первым и вторым глазом, если все прошло хорошо, два дня,— Дмитрий Дементьев.
Капли от катаракты
Недавно американские ученые заявили, что создали капли для лечения катаракты. Российские — отнеслись к сообщению со скепсисом. Во-первых, подобных заявлений было уже много и ни одни из капель не смогли победить катаракту, если только чуть притормозить процесс ее развития. А во-вторых, говорить о прорыве в области лечения пресбиопии пока слишком рано, «чудо-капли» еще не прошли клинических испытаний.
Я в офтальмологии больше 35 лет и уверен, что вылечить катаракту каплями мы никогда не сможем, потому что это процесс физиологический. Катаракта — процесс старения, такой же, как седые волосы или их потеря. Можно с этим конечно бороться, но это сложно и практически невозможно. Более того, сегодня мы можем оперативно предвосхитить ситуацию, не ждать, когда катаракта созреет. А рано или поздно это произойдет у всех нас, — Дмитрий Дементьев.
Лечат ли зрение витамины
Голубика, черника, морковь… О пользе витаминов для зрения написано множество научных трудов и статей. Сотни клинических исследований доказали, что витамины действительно могут приостановить или замедлить развитие некоторых хронических, в том числе возрастных изменений, но не катаракты и не макулярной дегенерации сетчатки при глаукоме.
К тому же, чтобы живые витамины в виде ягод и овощей работали, человеку нужно съедать порядка 6 кг черники или до 5 кг моркови в день.
На помощь приходят витамины в таблетированной форме. Но полностью вылечить заболевание глаз витаминами невозможно.
Наука не стоит на месте
Первый искусственный хрусталик был сделан из пластмассы, был крупным и твердым, а для его установки требовалось делать большой разрез.
Сегодня первостепенная задача — эластичность. Поэтому для изготовления линз применяют три вида материалов: два акрила — гидрофобный и гидрофильный, и силикон. Имплантат вводят через микроскопических разрез, где он сам раскрывается.
Вторая задача — повышение рефракционного индекса оптического преломления линзы. Чем выше этот индекс, тем тоньше и легче искусственный хрусталик, а значит, им проще манипулировать во время операции.
И третья задача — предотвращение старение сетчатки и зрительного нерва за счет фильтрация прохождения ультрафиолета внутрь глаза.
В России налажено производство искусственных хрусталиков высокого качества.
Глаукома — молчаливый вор зрения
Вторая причина слепоты в мире после катаракты — глаукома. Но ее победить операцией невозможно. Глаукома и ее последствия в виде потери зрения необратимы. Первый и самый распространенный симптом глаукомы — подъем внутриглазного давления. На ранней фазе развития глаукомы человек не чувствует никакого дискомфорта, глаза не слезятся, у него ничего не болит. Постепенно поле зрения сужается, человек приходит к врачу, но зрительный нерв уже поражен, и вернуть обратно его волокна невозможно. Поэтому глаукома часто выявляется на диспансеризации.
У кого выявили на ранней фазе, им крупно повезло. Потому что лечить глаукому мы не умеем. Можем лишь растянуть процесс ухудшения зрения, если вовремя ее поймали. Методики различны: капли, лазерная и инструментальная хирургия. Но задача базового офтальмолога — вовремя заподозрить и распознать глаукому,— Дмитрий Дементьев.
Видов глаукомы много и не при каждой из них пациент чувствует внутриглазное давление.
Резкий подъем до показателей очень высокого давления чаще бывает при закрытоугольной глаукоме и сопровождается болями в глазу и резкой потерей зрения, вплоть до 15-минутной слепоты. Симптоматика схожа с инфарктом миокарда, сопровождающейся болями за грудиной. А при открытоугольной глаукоме человек этих явных проявлений нет и человек осознает проблему, когда понимает, что ослеп. Что же делать? Как вовремя выявить глаукому и не ослепнуть?
Если на диспансеризации выявили повышенное давление, проводятся дополнительные исследования. Подтвердить, или опровергнуть диагноз помогает сканирование зрительного нерва. Врачи смотрят насколько сужены поля зрения, что происходит с ганглиозными клетками, каковы предпосылки дальнейшего развития, и назначают лечение.
Вовремя диагностированная глаукома позволяет держать хорошее качество зрения и самой жизни десятилетиями без изменений. Поэтому диспансеризацию после 40 лет с обязательным осмотром у офтальмолога должен проходить каждый человек хотя бы раз в год.
Поэтому посещение офтальмолога обязательно: после 40 лет — раз в год, после 50 лет — два раза в год, после 60 или когда заболевание найдено, — еще чаще.
В статье использованы материалы телепрограммы «Скажите, доктор!». Программа передач канала «Доктор».