Излечим ли гепатит С?

Печень — орган-молчун. Она не болит даже тогда, когда проблемы подступили вплотную. О своей болезни люди узнают чаще всего случайно. Поговорим о том, как не упустить время. 
Излечим ли гепатит С?
Фото: Shutterstock

Печень — не только самый крупный орган, но и главный фильтр человеческого организма. Это настоящая живая биохимическая фабрика нашего тела, ответственная за сотни процессов, обеспечивающих жизнедеятельность всего организма. 

Фильтрация — это одна из основных функций печени, большая часть как питательных веществ, так и токсинов, поступающих из кишечника, проходит первичную фильтрацию через печень. Этот орган, где хранятся запасы глюкозы, и лаборатория синтеза самых важных компонентов — альбумина (это белковые фракции, компоненты свертываемости крови) и холестерина. А еще печень  нейтрализует ряд гормонов, балансируя наш гормональный фон — врач-гастроэнтеролог, гепатолог, руководитель Центра персонифицированной медицины, к.м.н. Давид Матевосов

Причины болезней печени

Основной и самой распространенной причиной заболеваний печени является жировая болезнь, которая зависит от генетических факторов, особенностей питания и образа жизни. По статистике в России ожирением печени страдают почти четверть взрослого населения мегаполисов. У 2-6% людей встречаются осложнения в виде неалкогольного стеатогепатита. 

На втором месте стоит группа вирусных гепатитов  — парентеральное вирусы, к которым относятся гепатит С, В, дельта, а также гепатиты А и Е. Реже причиной становятся аутоиммунные патологии, наследственные заболевания и болезненные накопления, которые еще называют токсическим гепатитом. Это может быть болезнь Вильсона-Коновалова (накопление избыточного количества меди),  гемохроматоз (избыточное накопление железа) и лекарственные интоксикации, с которые в последнее время врачи-гепатологи сталкиваются все чаще. Этот так называемый постковидный гепатит — предмет детального изучения учеными всего мира.  

  

Орган-молчун

Именно так называют печень между собой врачи-гепатологи. Дело в том, что этот трудолюбивый орган не привык жаловаться и кричать о помощи. Но он не всесилен, и в большинстве случаев подает сигнал SOS уже тогда, когда перестает в должной мере справляться со своими обязанностями, не вырабатывает нормальное количество ферментов. Следствие — человек начинает чувствовать недомогание, слабость или у него обостряются хронические заболевания. Поэтому врачи-гепатологи после перенесенных болезней и активного медикаментозного лечения советуют сдавать анализ крови.

Вы вряд ли почувствуете, что печеночные ферменты улетели в десятикратные нормы, за исключением, разве что, слабости. Поэтому один из ведущих маркеров — это анализы крови. У ряда пациентов после ковида они достаточно быстро приходят в норму самостоятельно, а у других мы видим длительный шлейф. Так как для терапии COVID применялись иногда и по 10-15 серьезных препаратов, которые могли индуцировать и лекарственный гепатит, и аутоиммунные реакции. Столько сценариев со всей палитрой изменений в разных органах, начиная от волос и кожи и заканчивая патологией печени и серьезнейшими осложнениями сердечно-сосудистой, эндокринной, и нервной системы, мы до ковида не встречали. COVID нас научил очень важной вещи — ориентации на персонифицированную медицину, — Давид Матевосов.

«Ласковый» убийца 

Во многом благодаря молчаливости и терпеливости печени гепатит С называют «ласковым убийцей». Ласковость его в бессимптомности, а убийственность — в фатально разрушительной силе. 

Мы говорим про убийственность потому, что большинство гепатитов, особенно вирусных, имеют такие серьезные осложнения, как цирроз печени и гепатоцеллюлярная карцинома, то есть первичный рак печени. Статистически в среднем осложнений вирусных гепатитов во всем мире умирает до 1,4 млн человек в год. Это больше смертей, чем от туберкулеза и ВИЧ-инфекции, — Давид Матевосов. 

От осложнений вирусных гепатитов в мире умирает до 1 400 000 человек.

Мы — люди бешеных ритмов больших городов привыкли к усталости, и не придаем ей значения, приписывая просто перегрузкам на работе. А тем временем, именно слабость и утомляемость могут сигнализировать о проблемах со здоровьем, и не только печени. При этом мы отмахиваемся даже от возможности пройти бесплатную диспансеризацию и проверить состояние своего здоровья. Это в высшей степени безответственно, считают доктора.  

Речь о культуре здоровья. Мы же пользуемся медицинскими услугами, вступаем в интимные отношения, ходим к стоматологам, делаем татуаж, маникюр и педикюр… Да просто поход в парикмахерскую — это все входные ворота для парентеральных вирусов, к коим относятся самые сложные и грозные — это ВИЧ-инфекции и вирусный гепатит В и С. И страшно то, что только 25% инфицированных вирусом гепатита С знают о своей патологии, — Давид Матевосов. 

Что, кроме печени поражает гепатит С

Гепатит С страшен еще и тем, что, помимо печени, поражает и другие органы и системы организма человека. И, если раньше активную терапию назначали в первую очередь пациентам с предциррозом и циррозом печени, то сейчас успешно лечат  и пациентов с более тяжелыми осложнениями печени, фиброзом F3, F4. При выявлении РНК в крови (вирус гепатита С) терапия назначается не только для лечения печени, но и для профилактики развития серьезных патологий. Иногда даже подумать невозможно, что сыпь является последствием гепатита. 

Под угрозой инсулинорезистентность, сахарный диабет второго типа, поджелудочная железа, аутоиммунная палитра, начиная от васкулитов, заканчивая криоглобулинемией с тяжелыми поражениями почек, головного мозга, кожи — тромбоцитопеническая пурпура, красный плоский лишай, лимфомы, поражения нервной системы. Это все прямые связи и корреляции с вирусным гепатитом, и это еще далеко неполный список, — Давид Матевосов. 

Маркеры, тесты и антитела

Помимо так называемых скрининговых тестов крови на антитела к вирусу гепатита С, есть еще и рапид-тест, высокоточный экспресс-метод, определяющий уровень антител по слюне.  Благодаря ему выявляемость вируса повысилась бы в разы, но он пока не очень популярен. 

Антитела начинают вырабатываться уже спустя несколько недель после того, как вирус попадает к нам в кровь. Естественно, любой вирус, попадая в кровь, вызывает острый процесс, он называется «острый вирусный гепатит». Далее 20-25% счастливчиков в течение несколько месяцев этот вирус выводят и избавляются за счет, в первую очередь, антител. Но, в 80% случаев антитела не справляются, и вирус хронизируется, остается жить с человеком. Происходит это потому, что в оболочке вируса есть антигены — белки, которые очень быстро меняются, и из-за этого организм не успевает вырабатывать антитела на конкретный белок. Именно это не позволяет до сих пор придумать вакцину от вируса гепатита С и ВИЧ-инфекции, — Давид Матевосов.   

Можно ли вылечить гепатит С

Гепатит С, несмотря на все ужасы с ним связанные, лечить научились. 30 лет назад для этого применяли терапию короткими интерферонами. В начале 2000-х появились иммунные препараты пролонгированного действия. Амбулаторно  пациенту раз в неделю вводились инъекции интерферона и рибавирин. Комбинация этих препаратов была эффективна только в 30-60% случаев и сопровождалась побочными реакциями организма. 

В первую очередь — затяжные депрессии вплоть до суицидальной истории.  Это интерферон оказывал негативные воздействия на центральную нервную систему. Были изменений со стороны кожи и крови, потому что терапия  подавляла рост лейкоцитов и белый кровяной росток. Рибавирин вызывал гемолиз, снижал гемоглобин. Мы были беспомощны в отсутствие альтернативной схемы, — Давид Матевосов.

Высокоэффективные противовирусные препараты для лечения гепатита С, уничтожающие вирус и не дающие ему возможность спрятаться, а потом размножиться и создать квази-штаммы, стали применяться в 2014 году. Новые схемы терапии позволили существенно улучшить результат.  

Практически 100% эффективность после 8-12 недель приема лекарств, и минимум побочных действий. На данном этапе уже около 15 противовирусных препаратов синтезировано в мире и есть множество их комбинаций друг с другом. Мы называем эти схемы терапии перфэктомицинами, настолько они идеальны. К сожалению, ценовой сегмент этих препаратов достаточно высокий, курс терапии стоит от 300 000 рублей до 1 000 000. Это связано с высокой затратностью производства противовирусных препаратов. В среднем фармкомпании для выпуска препаратов такого класса для лечения ВИЧ и гепатитов, с момента синтеза молекулы, проведения клинических исследований и выхода, нужны миллиардные средства, — Давид Матевосов.

Не приговор

В Российской Федерации действует целый комплекс федеральных программ по выявлению и терапии пациентов с гепатитом С и заболеваниями печени.  Для россиян эти программы бесплатны и входят в перечень услуг, оказываемых на основании полиса ОМС. Причем это не только диагностика, но и предоставление  противовирусных препаратов прямого действия.  

Это касается и тех людей, у которых еще нет серьезных проблем с печенью, и пациентов с циррозом. Туда все входит. И мониторинг по анализам, и УЗИ исследования и эластографии печени, и обеспечение препаратами. Самое важное, что вирусный гепатит С — это не приговор. Лечению поддается, эффективность терапии практически 100%.  Обращайтесь к врачам и не забывайте регулярно сдавать кровь, чтобы вовремя выявить патологию, — Давид Матевосов. 

В статье использованы материалы телепрограммы «Скажите, доктор!»

«Ласковый убийца», или Что нужно знать про гепатит 

«Моему мужу дважды пересаживали печень». Личный опыт

Что вы знаете о своей печени?

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации