Мне нахамил врач. Что делать?

В сфере здравоохранения нередко можно встретиться с хамством как со стороны врача, так и со стороны пациента. Что делать в этой ситуации? Куда обращаться? На какие законы опираться? Мы задали эти вопросы юристу в сфере здравоохранения Татьяне Чариной.
Мне нахамил врач. Что делать?
Татьяна Чарина
юрист в сфере здравоохранения

Хамство, словесные оскорбления, крики на другого человека (от пациента к врачу и от врача к пациенту) — какие это правонарушения?

Одна из самых распространенных причин для жалоб пациентов — некорректное, хамское или оскорбительное поведение врача.

Медицинские работники абсолютно также часто жалуются на постоянно выражающих свое недовольство (зачастую и нецензурно), хамящих, кричащих и хлопающих дверью пациентов.

Первоначально важно понимать, что в отношениях врач — пациент субъекты данных отношений не находятся в равных условиях, и тому есть свое логичное и правовое объяснение.

Медицинский работник — это должностное лицо, выполняющее свои обязанности в соответствии с добровольным договором о приеме на работу и Трудовым кодексом РФ и получающее за это заработную плату.

Деятельность медицинского работника, помимо Конституции РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, регулируется еще и обязательным для исполнения Федеральным законом №323 «Об охране здоровья граждан».

Данным законом установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Пациенту, который обращается за помощью, связанной с жизнью и здоровьем человека, законодательно предоставлено больше привилегий, нежели врачу.

Всем абсолютно понятно, что наличие вышеуказанных привилегий не означает, что пациент имеет право на противоправные действия в отношении врачей. Не говоря уже об обратной ситуации и противоправных действиях медицинских работников в отношении пациентов.

Сразу нужно сказать, что понятия «хамство» или «крик» в действующем законодательстве отсутствуют. Здесь обсуждаем понятие «оскорбление», которое как раз и является правонарушением.

Говоря об этом, мы не разделяем понятия «пациент» и «медицинский работник». Противоправные действия любого гражданина будут квалифицироваться по статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях вне зависимости от социальной роли или должности.

  • За оскорбление физического лица предусмотрена административная ответственность (КоАП РФ, статья 5.61 «Оскорбление»). Наказывается штрафом, размер которого зависит от того, в какой форме было выражено оскорбление (в публичной или непубличной), и вида субъекта правонарушения.
  • Так, гражданину, который нанес оскорбление в публичной форме, может быть назначен штраф в размере до 5000 руб. При этом привлечение к административной ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности компенсировать моральный вред в соответствии со статьей №151 ГК РФ.
  • Использование нецензурной лексики может быть расценено как оскорбление человека, то есть унижение его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.
  • Совершенно неважно, соответствуют ли оскорбления личности гражданина истинному положению дел или нет. Факты, на которых основывается оскорбление, могут быть правдивыми, но это не снимет ответственности с правонарушителя.

Если мы говорим о хамстве со стороны врача, куда пациенту подавать жалобу? И какие меры наказания могут быть применены к врачу?

Если поведение врача и пациента носит оскорбительный характер или, того хуже, в речи присутствует нецензурная брань, тогда нужно обращаться в прокуратуру с заявлением. Заявление можно подать через интернет-приемную ведомства, в дальнейшем потерпевшего вызовут для дачи устных показаний. Но существуют и другие ситуации, и здесь мы уже поговорим о хамстве и крике со стороны врача.

Хамство — это поведение человека, характеризующееся грубым, жестоким, наглым способом общения. Любое негативное оценочное высказывание (в том числе про внешность и возраст) — это хамство.

Пожаловаться на некорректное поведение специалиста можно в первую очередь главному врачу — письменную жалобу обязаны рассмотреть в течение 30 дней и сообщить о результатах рассмотрения. Если ответа не поступило, необходимо обратиться в прокуратуру вашего региона в связи с нарушением федерального закона «Об обращениях граждан».

Также в связи с хамским поведением медицинского работника можно обратиться:

  • в вашу страховую компанию;
  • в Росздравнадзор;
  • или/и в министерство здравоохранения региона.

В связи с некорректным поведением во время исполнения своих должностных обязанностей к врачу могут быть применены:

  • дисциплинарные взыскания;
  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Как пациенту можно доказать случившееся, если рядом не было свидетелей?

Очень важно понимать, что ваша жалоба должна быть обоснованной. Если врач нахамил, этому должно быть подтверждение в виде свидетельских показаний, аудио или видеозаписей.

Зависит ли степень ответственности от должности медицинского работника?

Степень ответственности зависит только от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.

Кстати, федеральный закон №323 «Об охране здоровья граждан» устанавливает приоритет интересов пациента не только для медицинских работников, но и для иных работников медицинской организации. То есть, если вам нахамил водитель скорой медицинской помощи, вы также имеете право требовать привлечения его к ответственности.

Стоит ли в моменте реагировать на хамство с точки зрения закона или лучше промолчать и после написать жалобу на холодную голову?

Лично я рекомендую зафиксировать разговор или те негативные обстоятельства, послужившие причиной для жалобы. Узнать ФИО и должность медицинского работника. Прийти домой и, если сочтете нужным, написать жалобу на холодную голову.

Самое главное — изложить емко, лаконично, деловым языком, без эмоций и оскорблений все обстоятельства сложившейся ситуации. Рекомендую подавать жалобу в виде напечатанного, а не рукописного текста.

Если вы будете подавать жалобу лично, не забудьте попросить проставить в ведомстве отметку о получении вашей жалобы, с этого срока и будет считаться срок для дачи ответа. Если жалоба отправляется по почте, отправление нужно оформлять заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. В Минздрав и Роспотребнадзор можно обратиться через интернет, просто заполнив электронную форму на их сайте.

Бывают ситуации, когда хамство врача зависит от того, что ему самому нагрубили другие пациенты. Если в очереди есть пациенты, скажем так, слегка нервные, громкие, что можно сделать другим пациентам, наблюдающим это? Можно ли как-то привлечь к ответственности тех, кто нарушает общественный порядок?

Для начала рекомендую прервать возможную цепочку правонарушений, когда пациент хамит врачу, а тот, в свою очередь, следующему пациенту — и так до бесконечности. Иногда для этого достаточно просто указать человеку на то, что он нарушает общественный порядок.

Но если на грубияна невозможно повлиять словами, тогда его можно привлечь к административной ответственности. Для этого нужно либо вызвать сотрудников полиции на место конфликта, или написать заявление позже при наличии свидетельских показаний или видео- / аудиофиксации произошедшего.

Вообще, в таких ситуациях люди предпочитают не вызывать полицию, и тому есть объяснение: нарушитель общественного порядка успеет уйти, пока сотрудники прибудут в медицинскую организацию. Но полицию можно вызвать даже после того, как нарушитель порядка покинет лечебное учреждение. Главное — написать заявление, приложить к нему видеозапись или указать данные свидетелей.

Илон Маск сделал важное признание. Что известно о его синдроме и других РАС

«Развод, пандемия и увольнение довели меня до депрессии». Личный опыт