Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?

Ангелы одарили его неземным талантом и сделали одной из самых ярких фигур эпохи живописи XIX–ХХ веков. Демоны терзали душу, выливались на полотна и практически лишили его разума. Михаил Александрович Врубель — кем он был сам? Демоном или ангелом? И как эти две противоборствующие силы уживались в одном человеке? 
Ангелы и демоны Михаила Врубеля

Родом из детства

Талант к рисованию юный Михаил проявил уже в шестилетнем возрасте, однако, исполняя волю отца, поступил на юридический факультет Петербургского университета, учился без интереса и дипломную работу завалил. Его интересы и предназначение были иными. Работа с мозаикой, театральные декорации и эскизы костюмов, фрески, иконы, масштабные живописные полотна…

В ранние годы Михаил Врубель выглядел вполне обычным ребенком. Дома Мишу называли «молчуном и философом». Он рос слабым и болезненным, ходить начал лишь в три года. С возрастом стал более эмоциональным, и лет до 18 все было в границах нормы.

— Это может быть симптомом так называемой метафизической интоксикации — симптомом, характерным для подросткового возраста. Зачастую это предвестник шизофрении, но, зная дальнейшую клиническую картину заболевания Врубеля, диагноз «шизофрения» остается под большим вопросом. Хотя анамнез его семьи был сложным. Его дед по отцовской линии страдал алкоголизмом, а это заболевание часто бывает коморбидно, то есть взаимосвязано с аффективной патологией. Скорее всего, это и было у него. А у деда по линии матери обнаруживались маниакальные состояния. Мать страдала туберкулезом и умерла в 23 года. Брат Михаила скончался в 11 лет от туберкулеза. Другой брат (по второй жене отца) — был наркоманом. Сестра Врубеля Анна страдала аффективными нарушениями, перенесла острое меланхолическое состояние; хорошо известно о том, что у нее была депрессия, доведшая ее до паралича,— психиатр, психотерапевт, д.м.н., — Андрей Шмилович. 

Демон в ангельском обличье

Врубель был многообещающим художником, нередко эпатирующим общество. Его семейный анамнез был известен только близким, а дерзкие поступки и выходки до поры до времени считали частью образа. Неудивительно, что первой его настоящей страстью стала весьма своеобразная, привлекательная внешне и не менее эмоциональная, чем он сам, особа, сыгравшая в его жизни роковую роль. Это была супруга мецената Адриана Прахова — Эмилия. «Бабушка могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком, эдакая домашняя Салтычиха», — поделиться позже воспоминаниями ее внучка.

Эмилия Прахова была на семь лет старше Врубеля и на момент знакомства с ним, уже имела троих детей. Ее законный супруг быстро нашел способ избавиться от назойливого поклонника жены. 

— Меценат Прахов отправил Врубеля в Венецию изучать мозаики и фрески — с глаз долой, из сердца вон, чтобы был подальше от его жены. И именно там Врубель нашел художественное решение для своего иконостаса. Главная икона этого иконостаса — «Богоматерь с младенцем». В чертах Богоматери киевляне увидели портрет Эмилии, — заведующая отделом графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова. 

Эмилию Прахову писали также Илья Репин, Валентин Серов и польский художник Вильгельм Котарбинский.

Врубель мечтал, что по возвращении из Италии сделает возлюбленной предложение, но сначала признался в намерении ее мужу! После этого Адриан Прахов начал откровенно побаиваться молодого и талантливого конкурента и уволил его. Лишившись постоянной работы, Врубель погряз в долгах, и даже угодил из-за них под суд. Любой другой в этих обстоятельствах считал бы каждую копейку. Но только не Врубель. Он жил не по средствам, брал в долг и на все деньги покупал дорогие духи, которые разводил в керамическом тазу и обливался этой душистой водой. Он был аристократичен, одевался с иголочки, прекрасно пах и старался быть изысканным во всем до мельчайших деталей. 

В 1886 году в Киев навестить 30-летнего сына приехал отец Врубеля. И был потрясен, увидев полотно, над которым его сын трудился целый год. Огромными глазами Эмилии Праховой на него смотрел Демон! На что Врубель пояснил отцу, что это дух, соединяющий в себе мужское и женское.

— Два лица — мужское и женское начало — неслучайны, поскольку очень часто наши пациенты описывают так называемые антагонистические галлюцинации, когда есть два голоса, или два образа, или две группы голосов, которые воюют друг с другом за пациента, и пациент находится на линии фронта. Одним из решений этого противостояния является объединение двух сил. И очень часто эти два антагонистических галлюцинаторных образа вдруг превращаются во что-то одно, и получается такой вот конгломерат двух личностей, — Андрей Шмилович.

Демониада

С тех пор образ демона прочно вошел в жизнь Врубеля, его фантазии и, как проекцию, в творчество. Надо сказать, что огромную роль в становлении врубелевской демониады сыграл… Михаил Лермонтов, а точнее, его произведение «Демон». «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей…» — вполне возможно, что Врубель, лишенный возлюбленной, и сам чувствовал себя изгнанником. Так начинается его личная «демониада». 

В 1889 году Врубель перебрался из Киева, где его уже ничто не держало, в Москву. Но его Демон последовал за ним. На новом месте художнику предложили поучаствовать в создании иллюстраций для юбилейного двухтомника сочинений Лермонтова. Врубель должен был нарисовать сцены с Демоном («Демон и Тамара», «Демон и ангел с душой Тамары»). В 1890 году он пишет картину «Голова Демона», в тот же период создает «Демона сидящего». Картина состоит из множества угловатых мазков, напоминающих мозаику. И снова перед нами — андрогин. Фантастическое существо, похожее одновременно на мужчину, и на женщину, существо бесполое, похожее на возрожденческого титана, мрачное, задумчивое и в то же время устремленное в будущее.

Талантливого и дерзкого художника берет под опеку известный меценат Савва Мамонтов. Врубель увлекается керамикой, пробует себя в качестве театрального художника, декоратора, скульптора — и все, за что он берется, получается блистательно!

В 1896 году Врубель пишет триптих «Фауст» и панно «Полет Фауста и Мефистофеля». Все заработанные деньги спускает на разгул. 

Надо сказать, что Врубель и раньше любил погулять. Слыл гурманом, прекрасно разбирался в яствах и винах, увлекался актрисами, певичками из кафешантанов, циркачками. Такой богемный образ жизни и в то время это было ничуть не менее опасно, чем сегодня. Только угрозы сейчас другие — ВИЧ, оспа обезьян, ковид. А тогда…

— Сифилис был весьма распространен. Лечили его известными на тот момент противоинфекционными препаратами. Самым распространенным средством была, в частности, ртуть. Пациента, страдающего сифилисом, помещали в комнату, где плотно закрывались окна и двери, втирали во все участки кожного покрова ртутную мазь, накрывали шерстяным одеялом и оставляли на сутки,— профессор кафедры кожных и венерических болезней им. В. А. Рахманова Сеченовского университета, д.м.н. Константин Ломоносов.

Пытался ли Врубель как-то лечиться —неизвестно. Однако, судя по тому, что в возрасте сорока лет он благополучно женился, в течение всего этого времени сифилис его не беспокоил. 

Жизнь и работа

Женой художника стала 28-летняя Надежда Забела — любимая оперная певица композитора Римского-Корсакова. Около 90 раз она пела в театре партию Морской Царевны, и Врубель присутствовал на всех спектаклях. Причем, не в качестве зрителя. Он сам каждый раз одевал, гримировал и выводил ее на сцену, укутывая жену в полупрозрачные шелка — по его эскизам и при его участии создавались все костюмы, которые она носила и в театре, и в жизни. Так что можно сказать, что Врубель был одним из первых российских дизайнеров одежды. 

В 1901 году в семье Врубелей родился сын Савва. У мальчика был врожденный порок — «заячья губа». В то время патология считалась признаком вырождения, и Врубель счел себя виноватым. С этими мрачными мыслями он и начал писать новый портрет Демона, а параллельно — зарабатывал деньги: жена покинула сцену и сидела с ребенком. В этот период Врубель работает по 14 часов в сутки. Становится раздражительным, нетерпимым, постоянно сердится, перестает следить за собой, ест почти не жуя, практически не спит, по среди ночи возвращаясь к мольберту.  Жена же надеется, что после окончания работы над полотном, все нормализуется. Но случилось непредвиденное.

«Демон поверженный», которого Врубель писал при теплом направленном свете, подмешивая в краски бронзовые порошки, померкло в рассеянном свете выставочного зала, волшебство исчезло, краски потухли. Поняв, что произошло, Врубель бросается переписывать «Демона» прямо на выставке, но полотно не оживает.

Бенуа отметит, что «Демон» властвует над художником, а не художник властвует над своим произведением. И от сознания этой мистической зависимости от своего творения — Врубель сходит с ума.

— В этом остром психозе он не просто воин, он воин, ожесточенно сражающийся с нечистой силой, он должен быть все время начеку, и главным его оружием является кисть, у него больше ничего другого нет, и именно этой кистью он наносит сокрушительные удары по своему врагу, по Демону, посредством рисования, — Андрей Шмилович.

Клиника

Даже после открытия выставки Врубель продолжает, не стесняясь публики, наносить последние штрихи, возвращаясь к своему «Демону» с первыми лучами солнца… Демон все больше лишает разума своего творца, пока в один из дней Врубеля не увозят в лечебницу, после того, как он пытается сам выйти на сцену и спеть арию вместо певца, исполнением которого был недоволен. 

В марте 1902 года «Демон» выставляется в Санкт-Петербурге, там Надежда Забела-Врубель консультирует мужа у профессора Военно-медицинской академии Владимира Бехтерева. Доктор находит все признаки прогрессивного паралича на почве сифилитического поражения сосудов головного мозга.

— Это сказывается на речи и письме, усугубляется, раздражает, эйфория, при которой человек считает себя великим, рано или поздно уходит, развиваются серьезные деструктивные настроения, он впадает в деменцию. Вся дальнейшая жизнь Врубеля — это история лечения под наблюдением и контролем разных психиатров. Впервые художника госпитализировали в апреле 1902 года в частную психиатрическую лечебницу доктора медицины Савей-Могилевича с манией величия, в случае с Врубелем точнее будет сказать — грандиозным бредом величия, когда пациент считает себя императором, властителем всех душ и миров. Это и есть главный и основной симптом прогрессивного паралича, который у него точно был, — Константин Ломоносов.

Чуть позже Врубеля перевели в психиатрическую клинику профессора Сербского при Московском университете. После относительного спокойствия приходит подавленность. Мания величия сменяется глубокой депрессией. Он постоянно плачет и жалуется, что никуда больше не годен. Из этого состояния он так и не выйдет, проведя последние годы жизни на попечении жены и старшей сестры, и проходя лечение у разных психиатров. 

Дольше всех клиническим случаем талантливого художника занимался доктор медицины Федор Усольцев, практикующий принципы гуманного отношения к психически больным. В отличие от других лечебниц, в его клинике Врубелю предоставили все необходимое для работы. Сегодня эта методика называется «арт-терапия». Во время приступов Врубель рисовал на обоях, которые потихоньку снимали и отдавали его супруге. Живопись делала жизнь художника значимой, с кистью Врубель оживал. И даже написал на одной из работ: «Федору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля». 

Последний удар

Даже когда о психической болезни художника узнали все — заказы не прекратились. 

Во время работы над портретом поэта Валерия Брюсова для журнала «Золотое Руно» художника настиг новый удар судьбы — стремительное падение зрения. До такой степени, что уже вскоре он не смог самостоятельно одеваться.

— Сифилис может повреждать как глазное яблоко, так и зрительные пути, вплоть до корковых центров головного мозга. У него зрительный нерв и зрительные пути были повреждены. Однако нельзя исключать, что были повреждения и первичного характера, такие как кератиты — воспаление роговицы, а могла быть катаракта или глаукома. И если мы говорим о вторичном повреждении, можно предположить, что была так называемая гумма в головном мозге — частое явление атрофии зрительного нерва при третичном сифилисе, — главный врач офтальмологического центра, профессор, д.м.н. Татьяна Шилова.

Лишившись зрения, Врубель мог рисовать только не отрывая карандаша от бумаги. 

Он впадает в тяжелейшую депрессию, отказывается от еды и встреч с близкими. Повторяет, что устал жить. Весной 1910 года умышленно долго стоит под открытой форточкой и заболевает пневмонией. Тогда же приходит весть об избрании его в академики.

1 апреля 1910 года Врубель говорит санитару: «Довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию художеств». И действительно, на следующий день он там оказывается… в гробу.

Сейчас пациента с биполярным расстройством, осложненным прогрессивным параличом, пневмонией и сифилисом не только удалось бы спасти, но значительно улучшить его психическое состояние. Может быть врачи даже вернули зрение, установив бионический глаз. Кто знает, сколько бы гениальных полотен великий живописец еще подарил бы тогда миру. 

— Он пережил свой триумф при жизни, как главный художник эпохи, создавший главный образ эпохи, эпохи перелома. Это его Демон, — Ирина Шуманова.

Клинический случай Врубеля — таинственен и запутан. Но самое загадочное в этой истории — не диагноз, а пациент. Удивительное устройство его психики, которое лучше всех описал доктор Усольцев, наблюдавший Врубеля много лет. «…Самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; а у него они погибли последними, так как были первыми».

Проект телеканала «Доктор» «Клинический случай».

Клинический случай. Единственная Надежда

«Мой диагноз: шизофреник». Личный опыт

Пограничное расстройство личности: болезнь или особенность?

Доктор Булгаков