Открытие Бичера
«Это случилось зимой 1944-го. Армия союзников попала в окружение неподалеку от итальянского городка Анзио. Мой полевой госпиталь оказался ближайшим от линии фронта. Тем утром привезли очередного тяжелого пациента. Мы уже готовились к операции, когда я вспомнил, что десять минут назад закончился последний пузырек морфина. “Боже, он умрет от болевого шока”, — зашептали медсестры. Затем одна из них схватила шприц, и вколола парню физраствор, чтобы он хоть немного успокоился. То, что случилось дальше, навсегда изменило мое отношение к медицине. После инъекции пациент перестал кричать и не проявлял никаких признаков шока. Операция прошла успешно», — из воспоминаний доктора Генри Бичера.
Вплоть до конца войны хирург повторял этот небольшой трюк всякий раз, когда в госпитале заканчивалось обезболивающее. И в большинстве случаев физраствор срабатывал безупречно. После войны доктор продолжил исследования и в 1955-ом опубликовал статью под названием «Мощное плацебо», в которой утверждал, что от этого эффекта выздоравливает примерно треть пациентов.
Позже радикальные выводы Бичера признают ошибкой — плацебо срабатывает не так часто и отнюдь не во всех случаях.
Я понравлюсь
В переводе с латыни «плацебо» означает — «я понравлюсь». А под самим эффектом подразумевается прием любых препаратов или процедур, не имеющих оснований считаться оздоровительными.
Однако, есть и позитивная сторона вопроса. Эффект плацебо в состоянии снизить нервозность и повысить эффективность правильного лечения, тогда как тревожные мысли могут негативно повлиять на здоровье. Но, способен он оказать положительное воздействие только в том случае, если «чудодейственная» пустышка принимается на фоне прописанной врачом терапии.
Одно время эффект плацебо активно применялся для поддержания духа безнадежно больных, которым по тем или иным причинам никакое медикаментозное лечение помочь не могло. Человек пил «лекарство», принимал «процедуры» и верил в выздоровление. Так плацебо продлевало жизнь.
Правда, есть и случаи, когда врачи и сейчас прибегают к эффекту плацебо в отношении мнительных людей, которым все время кажется, что они больны. Эти люди постоянно придумывают себе несуществующие заболевания. Поэтому врачи, соотнося риски бесконтрольного приема лекарств такими «здоровыми больными», вынуждены убеждать их в чудодейственном эффекте «пустышки».
Наука и шарлатанство
Как бы там ни было, после выхода статьи Бичера условия проведения медицинских исследований изменились. Новый метод на основе эффекта плацебо назвали «двойное слепое тестирование». Когда один пациент принимает пустышку, а второй — настоящее лекарство. Такой способ проверки медикаментов применяют до сих пор.
Так же испытывают и методики лечения, которые претендуют на эффективность. Гомеопатию, аюрведу, акупунктуру… далее по списку. И каждый раз они срабатывают не лучше эффекта плацебо.
Бывший иллюзионист Джеймс Рэнди более полувека борется с хилерами, целителями и телевангелистами — и за это время выиграл много локальных сражений. Но в войне так и не победил.
— Люди охотно верят в различные небылицы просто потому, что они красиво звучат. Мы вообще часто выдаем желаемое за действительное. И редко признаем ошибки. Люди говорили, что это работает. И все. Точка. Что им стало лучше. Но проблема в том, что это ничего не доказывает. Одному помогло, и он теперь кричит об этом на каждом углу, а десять других лежат в земле и уже никому ничего не расскажут, — иллюзионист, Член Комитета скептических расследований Джеймс Рэнди,
Опасность плацебо
Если прочитать состав гомеопатических средств, то станет ясно, что дозы в них содержатся просто микроскопические. К примеру, маркировка 30c значит, что на одну часть действующего вещества приходится 100 в 30-й степени частей воды. Для сравнения — это меньше, чем капля в аквариуме. И даже реки не хватит для нужного уровня концентрации. 100 в 30-й степени — это цифра с 62-мя нулями.
И кажется, что при такой мизерной дозировке они не могут ни вылечить, ни навредить. Однако, когда речь идет о жизни пациента, многие доктора выступают категорически против гомеопатии.
— История достаточно недавняя, которую мне рассказал знакомый онколог. Привели мальчика с огромной лицевой опухолью, стоматолог обнаружил опухоль на ранней стадии, когда она была маленькая, и сказал, что нужно везти к онкологу, а родители отвезли к гомеопату. Гомеопат девять месяцев ребенкам лечил, в итоге дедушка этого ребенка таки отвез к онкологу, а врачи сказали, что это уже не операбельная ситуация. Один из главных аргументов, которые приводят и в пользу гомеопатии, и в пользу всех других видов нетрадиционной медицины — показания людей, которые говорят, что им это помогло. Мне помогло, моей бабушке помогло, тете помогло, собаке помогло и так далее. Проблема в том, на основании одиночных случаев судить о том, что что-то вызвало какие-то улучшения невозможно,— член Комиссии по Лженауке Александр Панчин.
Разумный подход
Несмотря на достижения науки, по-прежнему существуют неизлечимые болезни и диагнозы-приговоры. Но, выбирая альтернативные способы лечения, нужно помнить, что это всегда лотерея. Возможно кому-то и повезет — отвар из ромашки вылечит ангину, уринотерапия избавит от изжоги, а гомеопатическая пустышка спасет от головной боли. Вот только в лотерее победителей всегда меньше, чем проигравших. А ставки слишком высоки.
В статье использованы материалы телепрограммы «Не факт» канала «Наука»