Клинический случай. Единственная Надежда
Ноябрь 1896 года. Санкт-Петербург. Одиночная камера Шпалерной тюрьмы. Одинокая хрупкая фигура у стены — Надежда Крупская. Ей 27, она отбывает срок за участие в нелегальной политической организации. Здесь молодая женщина проведет семь месяцев. Думала ли она о такой судьбе в ледяной камере?
Путь Надежды
Усталая женщина с лишним весом и выраженными признаками болезни щитовидной железы. О ней говорили, как о бесполом товарище, нелюбимой спутнице самого известного в мире революционера. На самом деле в том, что Надежда Крупская не смогла стать матерью и запомнилась весьма своеобразной внешностью — виновата болезнь, буквально убившая в ней женщину.
Надю Крупскую не называли красавицей. Бедно одетая, робкая, молчаливая, но по молодости лет миловидная девушка. Рано оставшись без отца, ей вдвоем с матерью приходилось браться за любую работу: давать частные уроки, помогать в воскресной школе, трудиться в поле. Крупская окончила педагогический класс гимназии с золотой медалью и получила диплом домашней учительницы словесности и математики. А в 1889 году поступила на Высшие университетские женские курсы имени Бестужева-Рюмина — одно из первых высших учебных заведений для женщин России, предоставив справку из полиции о своей благонадежности. В свои 20 девушка и не мыслила о политике и судьбе страны.
В марксистском кружке, тайно организованном прямо в воскресной школе, где она преподавала, появился серьезный, крутолобый волжанин с ранними залысинами… Ульянов — первая и последняя настоящая любовь Крупской, ее приговор, ее клинический случай. Когда Владимир начал собирать «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» — Надя помогала во всем. За создание нелегальной политячейки арестовали обоих.
— Это были очень тяжелые условия заключения. Неслучайно одна из ее сокамерниц, некто Ветрова, сожжет себя, в знак протеста. И тюремный врач не раз констатировал, что состояние здоровья арестантки Крупской вызывает большие опасения. А ее мама, Елизавета Васильевна, шесть раз будет подавать прошение с просьбой освободить дочь по состоянию здоровья, — Ольга Шалёва, старший научный сотрудник дома-музея В. И. Ленина.
Из отчета тюремного врача: «Арестантка Надежда Крупская похудела, ослабла в результате расстройства пищеварения, не может заниматься умственным трудом в результате нервного истощения».
В 1897 году Крупскую и Ульянова приговорили к ссылке: его — в Енисейскую губернию, его — в Уфимскую. На прошение Надежды отбывать срок вместе, поставили условие — вступить в брак. Так будущий вождь революции и яростный гонитель церкви был венчан.
Точки Миноги
Молодые поселились в деревенском доме втроем: Володя, Надя и ее мама, которая не была в восторге от выбора дочери, но приехала помогать по хозяйству. Вместе они воевали с непривычной русской печкой и разбивали огород. Хозяйство давалось Надежде с трудом, зато там, где требовалась скрупулезная умственная работа ей не было равных. Она отвечала за шифровку и дешифровку переписки мужа.
— Они знаете как переписывались? Вот прислали книгу, и там были иголочкой точечки проставлены над буквами, которые нужно было выглядывать. Она не скандалила, а тихо и спокойно выполняла эту рутинную работу. Для Ленина это было невозможно — человек с такой скоростью мысли, не мог точечки вычитывать, — историк, начальник отдела научно-просветительской работы исторического музея «Горки Ленинские» Светлана Генералова.
Крупская наизусть знала все явки, шифры, псевдонимы, пароли и пути распространения нелегальной литературы. Чувствовала себя в этой работе как рыба в воде. Но партийные псевдонимы Рыба и Минога появились не из-за этого. Вследствие эндокринной офтальмопатии у нее развилось пучеглазие. Но самое страшное, что восстановить женское здоровье Крупской так и не удалось, заключение по сути сделало ее калекой, сказавшись на фертильности, то есть возможности родить ребенка. О детях мечтал и Ильич, и его родители постоянно спрашивали когда «прилетит аист».
— Остаток ссылки Надежда отбывала в Уфе. Ильич пишет своей маме Александре Ульяновой, что Надя лежит, врач нашел у нее серьезное женское заболевание, которое требует упорного лечения. Диагноз — генитальный инфантилизм, а в простонародье «детская матка», — Ольга Шалёва
Генитальный (половой) инфантилизм — это аномальное состояние, при котором наблюдается задержка развития репродуктивных органов.
Во имя любви
В 1909 году, в эмиграции Ульянов познакомился с обрусевшей француженкой, бывшей эсеркой Инессой Арманд.
Крупской — 40 лет, Ленину — 39. Инессе — 35. У нее пятеро детей: четверо от мужа, один — от его младшего брата.
На Инессу невозможно было не обратить внимания. Невысокая, изящная, яркая. В ней сочетались любовь к свободе и острый ум — за год она прошла полный курс экономического факультета и получила ученую степень лиценциата экономических наук. Ленин привлек ее к работе в партийной школе пропагандистов, которую он организовал в Лонжюмо — пригороде Парижа.
«Ленин не сводил своих монгольских глаз с этой француженки». — Из воспоминаний Шарля Раппопорта.
Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Выбор свой он сделал — остался с женой. Решающую роль сыграла эмоциональная близость Ленина с Крупской. Она была для него особым, единственным человеком, которого никем заменить нельзя.
Обострение
Зимой 1912 у Крупской случилось резкое обострение: глаза заметно увеличились, развилась тахикардия, она резко похудела и начала сильно потеть.
— Тиреотоксикоз — один из так называемых «трамвайных» диагнозов, болезнь, которую заметная на расстоянии — влажная кожа, блестящие глаза, возьмешь за руку и чувствуешь, как быстро и сильно пульсируют артерии, от пациента пышет жаром, он суетлив, стремится успеть 10 дел в одну минуту, несколько непоследователен и очень возбужден, — врач-эндокринолог Ольга Демичева.
Диагноз Крупской ставят в мае 1913 года. Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды. Жена заболела базедовой болезнью. Нервы».
Болезнь Грейвса-Базедова — в начале XX века одинаковый симптомокомплекс описали два немецких ученых. Заболевание сопровождается образованием зоба, проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности тахикардии, и специфическим пучеглазием. Русские врачи Сергей Боткин и Павел Шервинский считали, что базедова болезнь имеет неврологический характер, а ее катализатором выступает перенесенный стресс. Сегодня это аутоиммунное заболевание успешно лечится, но в те годы о гормонах щитовидной железы и их влиянии на здоровье не знали. Хотя первую попытку выделить гормон из тканей щитовидной железы сделал наш соотечественник доктор Бубнов еще в 1884 году. Но выделить тироксин удалось Эдуарду Кендаллу лишь спустя тридцать лет, в 1919-ом.
Обеспокоенному состоянием супруги Ленину советуют отвезти Крупскую в Швейцарию к Эмилю Теодору Кохеру — директору хирургической клиники Бернского университета и лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине, чтобы удалить, как тогда считалось, рудиментарную железу.
— Надежда Константиновна пишет, что «операция пустяковая, но после нее часто делаются идиотами, в этом случае предпочитаю просто подохнуть». С операцией решили повременить, к тому же и брат Владимира Ильича — Дмитрий, врач по профессии, тоже советовал подождать, — Ольга Шалёва.
Операция
Тем временем приступы тахикардии усиливались. Семья Ульяновых переехала в деревню около Закопане — для лечения горным воздухом и «фарадическим током». Суть процедур состояла в воздействии переменного на мышцы шеи. Считалось, что они придут в тонус и болезнь отступит. Конечно, никакого лечебного эффекта этот метод дать не мог. И в июне 1913 года Ленин все-таки везет жену в Берн к Кохеру. Мало того, что операция проходила без наркоза под местным обезболиванием, так еще и облегчения не принесла. А через два года, после смерти матери Елизаветы Васильевны, у Крупской случилось новое обострение тиреотоксикоза.
— После того, как ей удалили щитовидную железу, развилась другая проблема — гипотиреоз, то есть снижение уровня гормонов щитовидной железы, железы уже не было. Вероятность наступления беременности при тиреотоксикозе несколько больше, но и она весьма низка. А при тяжелом гипотиреозе и вовсе нулевая, — Ольга Демичева.
В середине мая 1915 года Ленин снова везет жену в горы. Они приехали на альпийский курорт Зеренберг и сняли номер в гостинице «Мариенталь» на все лето. Потом жили то в Берне, то в Цюрихе, то в горах недалеко от Цюриха. Но, состояние не улучшалось.
Просветительская деятельность
В Европе шла война, и вера в скорую революцию почти угасла даже у Ленина. В Швейцарии их застигла новость о февральских событиях в Петрограде. В Россию они прибыли уже втроем — Ленин, Крупская и Арманд.
В России болезнь, казалось, отступила. Крупская перестала ходить к врачам и активно занялась образованием и воспитанием новой советской молодежи. Именно она стояла у истоков комсомола, пионерской организации и системы детских садов. Во дворах начали устраивать детские площадки — песочницы, мостики, лесенки, горки, первые лавочки для родителей и клумбы с цветами. Крупскую всегда удручали муштра, зубрежки и наказание, делавшие учеников гимназий глубоко несчастными.
Она искренне любила детей и страдала от отсутствия своих. В то же время тяжело воспринимала болезненные изменения в своей внешности — пучеглазие, изменение цвета кожи и потерю остатков привлекательности. И 1919-ом году, кажется, специально подталкивает мужа к Арманд — Крупская отправляется на пароходе «Красная звезда» в агитпоездку по Волге и Каме, а Председатель Совнаркома Ленин и глава женского отдела ЦК РКП(б) Инесса Арманд — остаются в Кремле. Но Ленин снова отдает предпочтение законной супруге.
— Сохранилось два письма, адресованных ей Лениным на пароход «Красная звезда». Оба начинаются «дорогая Надюшка, Надюшенька». Очень тепло для почти 50-летнего мужчины. В письме он постоянно наставляет ее больше отдыхать, слушаться врачей, принимать лечение, в конце неизменное — «крепко обнимаю тебя, целую, твой В. Ульянов», — Ольга Шалёва.
Болезнь Ленина
Первые признаки болезни Ленина датированы 1921-м годом. Врачи советуют ему ехать на Кавказ. Он соглашается, но курорты выбирает исходя из того, что лучше для жены. В телеграмме Орджоникидзе пишет: «Не подходящее. Котловина глубокая, напоминающая гроб. Ходить там практически нигде, а Надежде Константиновне очень надо ходить, там можно только лазить, что ей совершенно нельзя. А вот Боржоми, как раз, очень подходит, и удобное местоположение, и удобные площадки и тропы для прогулок. Надежде Константиновне это и надо».
21 января 1924 года сердце Владимира Ленина остановилось. Когда Крупская впервые после смерти мужа пришла на заседание Наркомата просвещения 3 февраля 1924 года, все заметили, как сильно она похудела. Однажды Надежда Константиновна призналась знакомой: «Меня берет за сердце тоска: я знаю, что никто не позвонит мне и не скажет: “Надюша, приезжай домой, я без тебя не сяду обедать…”»
1934-ый — очередная операция на щитовидке уже в Кремлевской больнице. Какова была цель этой операции, достоверно неизвестно. Но можно предположить, тогда ей провели гормональную терапию — так как к тому времени уже назначали препараты щитовидной железы крупного рогатого скота для компенсации гипотиреоза и повторную операцию.
— На тот момент просто не существовало других методов, которые позволили бы понять, сохранился тироидный остаток или нет, есть что-то на месте щитовидной железы или нет. При пальпации ведь она не всегда определяется. Увидеть ее на рентгене невозможно, ультразвука тогда еще не было, компьютерной томографии, МРТ — тем более. Соответственно, пошли на хирургическую ревизию,— Ольга Демичева.
В 1937 году умерла Мария Ильинична Ульянова. Для Крупской это стало трагедией — в последние годы сестра Ленина жила вместе с ней. Крупская ясно ощутила, что большая семья ее мужа была все эти годы и ее семьей.
Последний вздох
26 февраля 1939 года Крупской должно было исполниться 70 лет. За три дня до этого она приехала в Архангельское, в пансионат для ветеранов партии. Вдруг у нее началась резкая боль в животе и открылась рвота. Вызванный консультант Лечсанупра Кремля профессор Михаил Коган предположил пищевое отравление и порекомендовал положить на живот горячую грелку. Стало хуже. Профессора Алексей Очкин и Михаил Кончаловский, предположили острый аппендицит и потребовали срочно доставить больную в Кремлевку. «Скорая» ехала три часа. По дороге в Москву у Крупской началось трепетание предсердий. А уже в хирургическом отделении профессор Спасокукоцкий поставил диагноз — тромбоз сосудов брыжеечной артерии.
Боль усилилась. Новый консилиум поставил новый диагноз — перитонит. Но операцию делать не рискнули. На следующий день после юбилея Надежды Крупской не стало. Вскрытие подтвердило тромбоз в развитии верхней брыжеечной артерии.
Если бы Крупская попала в клинику сегодня — ей провели бы обследование, которого в то время не было, поставили бы точный диагноз и с большой долей вероятности, спасли жизнь. А что касается ее основной болезни Грейвса-Базедова, то сегодня она была бы здорова и счастлива, как женщина и мать.
— В нашем арсенале сегодня препараты-блокаторы работы щитовидной железы, чтобы не было тиреотоксикоза. В распоряжении радиойодтерапия и хирургические методы лечения — тиреоидэктомия и, наконец, заместительная гормональная терапия, чтобы человек без щитовидной железы жил обычной здоровой жизнью,— Ольга Демичева.
Крупскую захоронили в Кремлевской стене, как и Инессу Арманд. Памятники мужчине, которого они любили, можно встретить в любом городе нашей страны. Памятников Крупской — всего два. Один из них находится в Москве, на Сретенском бульваре. Фигура изящной, привлекательной женщины в длинном платье и шали. Здесь Надежда Крупская такая, какой она хотела бы быть — молодой, красивой… и очень счастливой.
Проект телеканала «Доктор» «Клинический случай».
Почему важно бывать на приеме у детского эндокринолога
Всего лишь гормоны? Важное о заболеваниях молочных желез
Пытка водой и фаст-фудом, или Как актеры жертвуют здоровьем ради ролей